По данным AUTO-Consulting, по сравнению с 2017-м годом, в прошлом году, часть автомобилей с дизельными моторами в общем объеме продаж, сократилась. Если в 2017-м их доля была – почти 40% (39,78%), то в 2018-м она уменьшилась почти до 38%% (38,36%). Более того: почти на 2000 авто, по сравнению с 2017-м уменьшилось и количество проданных дизельных автомобилей в штуках. И это не смотря на то, что в Украину завезли и благополучно распродали «дизельгейтные» Audi A3 и Volkswagen Golf Sportwagen.
Украинский авторынок по итогам 2018 года оказался на 23-м месте в Европе, но помог соседним странам
Каким будет украинский авторынок в 2019-м. Прогноз ведущих операторов
В Украине новый рекорд: рынок б-у в 3 раза превысил продажи новых автомобилей
Напомним, с чего все началось. В сентябре 2015 года VW признался в установке нелегального программного обеспечения в дизельных двигателях, которое обманывало строгие тесты и нормы США на вредные выбросы в атмосферу. С тех пор было отозвано сотни тысяч автомобилей Volkswagen и Audi по всему миру. От большого количества уже заказанных авто отказались США, европейские страны и Южная Корея. Концерн Volkswagen AG уплатил миллиарды долларов штрафов. А дизельный скандал стоил топ-менеджерам подразделений VW Group не только карьеры, но и свободы.
Часть таких «отказных» дизельных авто 2015-2016 гг выпуска приехала в Украину. Но не смотря на это, у нас, по сравнению с 2017-м годом, продажи дизелей в общем объеме сократились почти на 6%. Зато, как и в Европе, выросли продажи гибридов и новых электрокаров.
Но ключевое слово здесь – «новых». Потому, говорить о том, что наша страна полностью находится в европейском тренде, было бы преувеличением. По сокращению продаж новых дизельных авто – да. Но параллельно к нам хлынули подержанные (почти новые) дизельные автомобили, от которых заблаговременно отказываются прагматичные немцы. Ведь их что ни день пугают новыми гонениями на дизель.
В Германии не знают, что делать со старыми дизельными автомобилями. Стоит ли ожидать их появления в Украине?
Перспективы за и против
Каковы же перспективы всех этих европейских дизельных «недоразумений» для Украины?
Европа сейчас на пороге еще одного скандала, и опять с дизелями VW. Немецкая газета Bild am Sonntag сообщила, что целых 370 000 дизельных автомобилей Volkswagen Group могут быть отозваны или сняты с дорог в Европе, если немецкий транспортный регулятор решит, что VW вновь манипулирует с показателями вредных выбросов. Но уже на автомобилях с 1,2-литровыми двигателями модели EA189.
Разбирательство еще не завершено. Но в VW уже заявляют, что цены на автомобили значительно возрастут в среднесрочной перспективе, поскольку затраты производителей на то, чтобы их авто соответствовали нормам выбросов CO2, очень велики. Причем, чем дешевле модель, тем больше будет ощущаться разница в цене. То есть – и эти дизельные автомобили могут приехать в Украину. Хотя, примерно то же, о росте цен, который не переживут покупатели, говорили и во время перехода на нормы Евро-4 и Евро-5.
Еще один аргумент в пользу того, что в Европе и дальше будут отказываться от дизелей, - сокращение продаж дизтоплива. По оценкам LMC Bedwell, в прошлом году дизтоплива купили на 1 млн. тонн меньше. В 2019-м ожидается сокращение еще на 350 тыс. тонн.
Однако, полный отказ от дизелей в Европе вызывает сомнения. В прошлом году тот же Volkswagen продал всего 100 000 автомобилей со сменными модулями и аккумуляторами, что составляет менее 1% от общего объема. И у других производителей электрокаров объемы продаж не больше. Причина такая же, как и у нас - плохая инфраструктура зарядних станций. Не помогает даже специальная программа стимулирования продаж электрокаров, которую финансирует Правительство Германии.
К сентябрю каждый новый автомобиль с дизельным двигателем, продаваемый в Европе, должен пройти строгий тест на омологацию, который гарантирует, что выброс NOx не превышает 168 миллиграммов на километр. Для сравнения: у более старых дизелей, соответствующих обычным Евро-6, - это 600 мг/км. Чувствуете разницу, которую предстоит преодолеть европейским автоконцернам, чтобы остаться в рынке? По этой причине эту «экологическую гонку» выдержат лишь немногие. Некоторые уже сошли с дистанции и заявили, что не будут разрабатывать дизельные авто под новые требования.
По данным Automotive News Europe, это способствовало падению цен на подержанные дизельные автомобили, перспективы дальнейшей беспроблемной эксплуатации которых сейчас туманны. Кроме того, новая европейская фискальная политика лишила дизельные автомобили льготного режима налогообложения.
Поэтому, если говорить о нашествии в Украину новых дизельных авто из Европы, то его, скорее всего, ожидать не стоит. А вот поток подержанных дизельных авто, соответствующие нормам Евро-5 и ниже, к нам гарантирован. Ведь стоимость оборудования, которое будет очищать их выхлопы близка к остаточной стоимости самих этих авто. А значит – их проще кому-нибудь продать. И после принятия закона №8487, который якобы легализирует «евробляхи», и убрал экологические ограничения, Украина станет ключевым рынком сбыта для устаревших дизельных авто из Европы.
Для дизельных автомобилей в Европе становится все меньше места
|