Персональный электронный кабинет водителя (ЭК) – это, без преувеличения, большой прорыв в сервисе обслуживания автомобилистов. Он создан на основе изучения опыта работы подобных сервисов в Европе и США, и создан благодаря финансовой поддержке проекта USAID/UKaid/TAPAS – прозрачность и отчетность в государственном управлении и услугах.
Сколько денег выделила эта организация на разработку, создание и внедрение ЭК в Украине, руководитель проекта Петро Матияшек корреспонденту AUTO-Consulting не сообщил. Но при этом подчеркнул, что это не средства украинских плательщиков налогов и отечественного государственного бюджета. А главная цель данного проекта, по словам господина Матияшека, в том, что он уменьшает поле для коррупции.
Как сообщил AUTO-Consulting начальник Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Кирклий, основная идея ЭК – прозрачность, на которую не влияет человеческий фактор. И появление ЭК – это революция, которая делит сервис МВД на две эпохи: бумажную и электронную.
Глава государственного Агентства по вопросам электронного управления Украины Александр Рыженко сообщил AUTO-Consulting, что благодаря новому сервису между государством и гражданином фактически исчезает чиновник.
Сервисы
Какие же возможности предоставляет водителям ЭК? По словам Владислава Криклия, уже функционирует минимально необходимый водителю набор функций, перечень которых постепенно будет расширяться.
Например, - это возможность проверить штрафы. Есть ли они, все ли оплачены? В преддверии начала массовой работы фото-видео фиксации нарушений ПДД, - это важная и полезная функция. Ведь, во-первых, ЭК будет информировать о штрафе, когда вас сфотографируют (если подписаться на рассылку). А во-вторых, вы сможете оплатить штраф прямо в ЭК, и получить скидку.
Очень важно, по словам Владислава Криклия, что в ЭК можно ввести данные о надлежащем пользователе автомобиля, который записан на вас. То есть – если кто-то пользуется вашим авто по доверенности и заработал штраф, то в дальнейшем штрафы будут приходить к нему, а не к вам.
В ЭК вы также можете узнать историю авто, проверив его по VIN-коду. Тут и все бывшие владельцы, и зафиксированные полицией ДТП, и отметки о пройденных техосмотрах. Надо отметить, что часть этой базы предоставляется бесплатно, а часть – за деньги. Но деньги символические – меньше 50 грн. Кроме того, графа техосмотр говорит о том, что время обязательного прохождения техосмотра для легкового частного транспорта приближается.
Хождение по кругу: Какой техосмотр готовят для украинских водителей
Также через ЭК можно записаться в Сервисный центр для получения административных услуг. Т.е. теперь не нужно ехать туда лично, чтобы получить талон с номером в электронной очереди.
Тут также можно проверить подлинность удостоверения водителя. И, у кого есть, к нему сразу подтянется международное водительское удостоверение. В ЭК можно даже онлайн заказать индивидуальные номерные знаки.
Понятно, что пока далеко не все идеально, и не все работает, как хочется, и как планировалось. Поэтому стоит сделать необходимые уточнения.
Необходимые уточнения
Как сообщил AUTO-Consulting руководитель проекта Данило Мовчанов, ЭК – один из немногих сервисов, которые используют единую систему электронной идентификации. Попросту говоря, чтобы создать персональный ЭК и войти в него, необходимы либо цифровая подпись, либо BankID, либо MobilID.
Онлайн-сервис доступен на сайте e-driver.hsc.gov.ua и на Правительственном портале kmu.gov.ua в разделе «Электронные услуги». Корреспонденты AUTO-Consulting попытались воспользоваться одним из этих способов-ключей, чтобы протестировать работу ЭК. В результате выяснилось, что MobilID для Vodafone пока не работает. С «Киевстаром» - тоже пока не получилось. Владислав Криклий говорит, что это временное явление и все заработает буквально через пару дней.
Для использования BankID еще слишком мал перечень банков. А те, которые уже есть - далеко не самые популярные. Их всего 5 - «Ощадбанк», «Радабанк», «Восток», «Мотор-банк», «KredoBank». Как сообщил AUTO-Consulting Александр Рыженко, в ближайшее время к ним должен добавиться и «Приватбанк».
Да и по электронному ключу создать персональный ЭК и войти в него в первый день не удалось. Возможно из-за большого количества желающих «лег» сервер Главного сервисного центра МВД.
Пока доступны сведения об автомобилях до 2013 года включительно. Но господин Криклий обещает, что уже с января появятся данные и об авто 2000-х годов.
Кроме того, по словам Владислава Криклия, как раз завершается объединение баз данных об автомобилях 25 областей Украины и АР Крым. Так что в ЭК будет полная информация.
Кроме того, как стало известно AUTO-Consulting, у МВД есть договоренность с ВААИД, по которой с сервисных станций официальных импортеров и дилеров в ЭК будет поступать информация о реальном пробеге автомобилей, которые там обслуживаются.
Не смотря на все «глюки», которые обычно сопровождают запуск всех новых продуктов, можно констатировать, что цифровая революция в сервисе для автомобилистов свершилась. И эпоха бумаг и кабинетов отделений ГАИ отходит в прошлое.
|