Луцкий автосборочный завод ДП «АСЗ №1» АО «АК «Богдан Моторс» переживает сейчас не лучшие времена. Завод бьется за новые заказы и продолжает выпускать продукцию. В частности, с начала 2018 года было выпущено около 150 единиц техники – автобусов и троллейбусов.
Луцкому автозаводу «Богдан» исполнилось 60 лет. История с продолжением
Тернистый путь корпорации «Богдан» длиною в 12 лет
Однако, предприятие постоянно ищет новые ниши, поглядывая и на рынок Евросоюза. И небезуспешно. Только в этом году корпорация «Богдан» выпустила в Луцке и передала французскому производителю экологического транспорта Bluebus пять 12-метровых кузовов для электробусов. В этом же году автозавод подписал соглашение на разработку, производство и поставку электрогрузовиков для Западной Европы. Подчеркнем, что разрабатывали этот грузовик тоже в Луцке, притом с нуля, так как опыта выпуска у бывшего ЛуАЗа никогда не было.
И вот свершилось историческое событие – в Луцке представили произведенный на предприятии первый украинский электрогрузовик ERCV27.
На нем был размещен логотип «Banke», поскольку заказчиком и партнером в этом проекте выступила датская компания Banke Electromotive. Но в будущем завод вполне может выпускать электрогрузовики и под собственным брендом «Богдан».
Богдан будет выпускать электрические грузовики для Европы
Мероприятие посетил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Он был впечатлен новой разработкой и пообещал в будущем поддерживать рынок электромобилей. В частности, создать в Украине условия для выпуска как электрокаров, так и литий-ионных аккумуляторных батарей для электромобилей.
Электромобили освободили от НДС и акциза еще на 4 года
Однако, на «Богдане» смогли запустить производство электрогрузовика и без поддержки государства.
Как производят
Как рассказал корреспонденту AUTO-Consulting директор ДП «АСЗ №1» АО «АК «Богдан Моторс» Дмитрий Писаный, соглашение с датской компанией Banke Electromotive было заключено в марте 2018 года. В рамках контракта Луцкий АСЗ №1 выполняет инжиниринг (полную разработку модели конструкции грузового автомобиля). И автозаводу удалось это сделать в кратчайшие сроки – всего за 8 месяцев. За это время была подготовлена конструкторская документация и подготовлено производство для выпуска новой модели.
За 20 лет «Богдан» выпустил 18 781 автобусов и троллейбусов
Корреспондент AUTO-Consulting побывал и в цехах завода. Пока отдельной линии для производства новой модели не выделено, как и не задействован мощнейший покрасочный комплекс Eisenmann. Сборка велась на той же линии, где выпускаются автобусы и троллейбусы.
Пока это – тестовое производство экспериментальных моделей (на сегодня выпущено два экземпляра грузовиков), которые еще должны пройти тестирование и сертификацию для рынка ЕС. После этого будет рассматриваться запуск серийного производства модели. Планируется уже в начале следующего года выпустить еще 10 экземпляров модели. В целом потребность Banke Electromotive составляет 100 автомобилей в год. А мощности Луцкого предприятия позволяют выпускать до 2 тыс. подобных грузовиков в год.
Электрогрузовик ERCV27 изготовлен по каркасной (безрамной) технологии, что позволяет оснастить его низкой кабиной с низким уровнем пола и уменьшить высоту грузовика, облегчив установку на него спецнадстроек (первые грузовики станут мусоровозами, однако возможна установка и другого оборудования). Это европейский тренд – по точно такому же пути идут Mercedes-Benz с моделью Econic и MAN с моделью CitE.
ERCV27 имеет полную массу 27 т, максимальная скорость составляет 80 км/ч. Электрогрузовик комплектуется аккумуляторами LiFePO4 (3.2V/180Ah) емкостью 220 кВт/ч, срок эксплуатации – 12 лет (6 лет без обслуживания). Батареи, кстати, выпускает Banke Electromotive. Для зарядки батарей грузовика предусмотрено несколько режимов. Есть и режим быстрой зарядки: за 30 минут до 70% емкости батареи.
Электрогрузовик комплектуется пневматической и тормозной системой Knorr-Bremse, осями ZF (две из которых поворотные) со встроенными электродвигателями на средней оси 2*120 кВт, Также, согласно заказа Banke Electromotive, грузовик оснащается отопителем, вентиляцией, системами кондиционирования и видеонаблюдения.
Каркасный несущий кузов (по типу конструкции как на автобусах) изготовлен из нержавеющей стали. Сварка, покраска и сборка осуществляются на украинском предприятии. Кабина и кузовные панели изготовлены из пластика. Аккумуляторные батареи размещены за кабиной, что позволило увеличить полную массу до 27 т и правильно распределить нагрузку на оси.
Отметим, что в опытных образцах практически все комплектующие иностранного производства. Это связано с оперативным запуском проекта и требованиями заказчика. Также грузовик соответствует всем европейским требованиям по активной и пассивной безопасности. Учитывая соответствия строгим требованиям и европейские комплектующие, стоимость ERCV27 составляет 400 тыс. Евро. Однако, на Луцком заводе готовы увеличивать локализацию и долю украинских комплектующих. В частности, на грузовик возможна установка украинских электродвигателей, электроники, систем управления и т.д. Это, несомненно, позволит снизить стоимость выпускаемой продукции.
Отметим, что корреспонденту AUTO-Consulting удалось протестировать новинку на территории автозавода. По первым впечатлениям, электрогрузовик ERCV27 очень легок в управлении, приемистый, а управляемая задняя ось позволяет легко маневрировать в городе и на узких улицах. При нажатии на педаль газа, грузовик обладает таким моментом, что позавидуют многие спорткары, стартуя с места с пробуксовкой. Грузовик имеет отличную обзорность и большую площадь остекленения. Двери – автоматические, что позволяет легко входить/выходить из кабины. Количество сидячих мест – 4, включая водителя.
В рамках контракта корпорации «Богдан» с Banke Electromotive, Луцкий автозавод станет производственной площадкой по выпуску продукции для европейского рынка. По словам Дмитрия Писаного, в Луцке будут выпускать уникальный продукт: европейского качества, по европейским стандартам, для европейского заказчика – и все это произведено в Украине!
В свою очередь, Banke Electromotive станет дистрибьютором в странах ЕС выпускаемой в Луцке продукции. Как сообщил Расмус Банке, генеральный директор Banke Electromotive, «меня впечатлило украинское предприятие, его опыт и высококвалифицированные специалисты, инженеры. Мы хотим и дальше расширять наше сотрудничество. В наших планах – выпуск порядка 100 грузовиков в год начиная с 2021 года». Также компании будут совместно поддерживать гарантию на выпускаемую продукцию.
Как делают автобусы «Богдан». Репортаж с завода в Луцке
|