Представитель Всемирной организации охраны здоровья в Украине Роберто Гнесотто рассказал AUTO-Consulting любопытную статистику. Оказывается, в Европейских странах до трети (!) всех смертельных случаев в ДТП, происходит из-за превышения скорости. И в подавляющем большинстве это пешеходы и велосипедисты. По оценкам специалистов ЕС, превышение скорости всего на 4 км/ч, на 15% увеличивает аварийность, на 20% - количество аварий с тяжелыми последствиями и на 25% со смертельным исходом.
Именно поэтому, в Европе стараются всеми доступными средствами ограничивать скорость автотранспорта. Особенно в населенных пунктах, - до 50 км/ч. Почему действительно всеми средствами, мы объясним позже. Это – не преувеличение.
А что в Украине? У нас, в большинстве населенных пунктов, ограничение скорости не 50, а 60 км/ч. Плюс – наш родной «зазор» (поправка на погрешность) в 20 км/ч. Поэтому, реально в Украине в населенных пунктах ездят со скоростью 80 км/ч. И это – в лучшем случае, потому, что и такую скорость никто, по сути, не контролирует. Зато, уже не первый (и не второй) год ведутся активные разговоры о том, что вот-вот совсем скоро у нас начнет работать автоматическая фиксация нарушений ПДД (АФН) и тогда…
Техосмотр автомобилей будут проводить под фото и видеозапись. Постановление Кабмина
В Киеве установят 4 тыс. камер для фиксации нарушений ПДД
Украинские водители могут получать "письма счастья" и за отсутствие страховки
Где и как работают камеры автоматической фиксации ПДД
На самом деле, вполне может так случиться, что старт работы в Украине АФН произойдет, когда эти системы морально устареют (еще не начавшись). Во всяком случае, в европейских странах, на которые мы так любим ориентироваться и ссылаться, подобный опыт уже есть. В частности, в Великобритании.
Мировой опыт
Законодательные акты для того, чтобы АФН работала без вопросов (по технической, и по юридической части), в Великобритании готовили 3 года (1988-1991 гг). В 1991 г в рамках пилотного проекта 21 камеру за государственный счет поставили в Лондоне.
Лондонские камеры показали свою эффективность и с точки зрения безопасности, и по экономической целесообразности (собирали много штрафов).Тогда в 1991-2001-м гг, опять же за государственный счет количество камер увеличили до 1295 шт. То есть в небедной Британии закупалось около 100 камер в год (а не сразу все, как предлагают сделать в богатой Украине). Чтобы повысить безопасность и быстрее наращивать количество камер, с 2001 г начали привлекать частных инвесторов. И до 2007 года количество камер по программе государственного и частного партнерства возросло до 2544 шт. Но в 2007 году программу такого сотрудничества закрыли. По той простой причине, что государство не хотело делиться с частными компаниями доходами от штрафов. То есть – АФН работала очень эффективно, поэтому до 2010 года работа камер финансировалась государственными грантами в размере 111 млн. фунтов в год. В 2010-м госфинансирование прекратилось, так как камеры стали давать все меньше и меньше денег от штрафов.
Даже не смотря на то, что минимальный штраф за превышение скорости вырос с 60 до 100 фунтов. Водители уже знали, где расположены камеры и перестали превышать скорость на этих участках. Камеры АФН стали приносить меньше денег, и их количество начали сокращать. В 2015 г осталось 1714 камер, из которых почти четверть не работало. А большинство работающих камер фиксировали меньше 1 нарушения в сутки. Для сравнения в Украине, одна камера, работавшая в тестовом режиме, фиксировала в Киеве от 4 до 6 тысяч (!) нарушений в день.
Камеры АФН стали в Великобритании жертвами собственной эффективности. Поэтому с нынешнего 2017 года здесь сосредоточились на использовании других систем фиксации нарушений ПДД.
Еще 2014 году 1714 стационарных камер зафиксировали в Великобритании почти миллион нарушений скоростного режима. В то же время всего 345 мобильных камер зафиксировали почти 800 тыс. нарушений. То есть – мобильные посты в три раза эффективнее стационарных. И теперь в Великобритании развивают именно это направление.
Примерно такая же ситуация назревает и в других европейских странах. От стационарной АФН там пока не отказываются, но параллельно уже используют и муляжи (чтобы сэкономить деньги), и передвижные посты, и даже засады. Например, Франция закупила 100 мобильных систем фиксации и планирует довести их количество до 500. А также поставить 10 тысяч муляжей.
Где в первую очередь могут поставить камеры автоматической фиксации. Карта самых аварийных мест Киева
Когда полиция начнет проверять полисы ОСАГО у автомобилистов?
А что же будет в Украине?
Но не только банальное и понятное «нет денег» сдерживает внедрение автоматической фиксации нарушений ПДД в Украине. Некоторые эксперты утверждают, что на самом деле, эффективность АФН несколько преувеличена. В частности, как сообщил AUTO-Consulting глава правления украинской Ассоциации систем безопасности дорожного движения Владимир Кривенко, это доказывает простой математический подсчет.
По исследованиям австралийских ученых, примерно за 100 метров до стационарной камеры 85% водителей сбрасывают скорость. Но уже через 150 м после камеры, они не только ее набирают вновь, но и едут еще быстрее. Т.е. эффективность камер для безопасности на дороге, на самом деле, не велика и проявляется на коротком отрезке до и после камеры.
По словам Владимира Кривенко, если даже взять для подсчетов не 3000 камер, которые планируют поставить в Украине, а 6000, эффект будет невелик. Имеется в виду эффект с точки зрения безопасности дорожного движения. Ведь из 170000 км украинских дорог, под контролем окажутся всего 1200 км. Или – всего 0,7% дорог, где будет обеспечиваться принудительное соблюдение скоростного режима.
То есть – существующие системы АФН (о которых пока только мечтают в Украине) уже морально устарели. Сегодня в Великобритании в моде камеры по замеру средней скорости на участках от 5 до 20 км. Их ставят там, где в течение 36 месяцев произошло не меньше 1 ДТП с увечьями. Принцип работы очень прост: средняя скорость, с которой автомобиль проехал тестовый отрезок, не должна превышать разрешенной. Благодаря такому алгоритму работы АФН, подконтрольный километраж трасс увеличивается в разы. Поэтому, по мнению господина Кривенко, если в Украине даже 3000 камер использовать по британской системе, под контролем будет около 15 тыс. км дорог. Или – около 10%.
Правда, в Китае уже придумали обходные пути и для этой системы. По словам господина Кривенко, на выезде с подконтрольного участка, перед камерой, фиксирующей среднюю скорость, предприниматели Поднебесной стали открывать пит-стоп кафе. Здесь можно выпить чашку чая или перекусить, чтобы «потратить» то время, которое вы выиграли, нарушая скоростной режим. Тогда на выезде камера зафиксирует, что тестовый участок вы проехали с разрешенной скоростью.
То есть, это вновь возвращение к АФН, только уже в новом качестве. К слову, в США судебными решениями запрещено использование автоматической фиксации нарушений ПДД в штатах Арканзас, Небраска, Невада, Миссисипи, Нью-Джерси, Юта, Западная Виргиния и Висконсин. И еще в 25 штатах она не применяется. Тем не менее, количество жертв ДТП на 100 тыс. жителей в США в полтора раза меньше, чем в Украине.
И еще одна причина задержки введения в Украине камер АФН. У нас никак не могут определиться чего на самом деле мы хотим: собрать денег или повысить безопасность на дорогах.
«Гаишные засады» могут опять появиться на дорогах
ГАИ может вернуться на дороги в 2017 году
|