Аварийность на дорогах растет, а вместе с ней увеличивается количество отказов страховых компаний в выплате страхового возмещения по полисам ОСАГО. Увеличивается и число жалоб на неполные выплаты СК потерпевшим. AUTO-Consulting обобщил некоторые рекомендации МТСБУ и Украинского Страхового Омбудсмена, которые, возможно, помогут тем, кто оказался в подобной ситуации.
Ситуация с выплатами страхового возмещения, а точнее - с их задержками и с недоплатами, настолько серьезная, что практически одновременно МТСБУ открыло на своем сайте новый сервис «Кабинет потерпевшего», а представители Украинского Страхового Омбудсмена провели обучающий семинар.
Личный «Кабинет потерпевшего» дает возможность ознакомиться с материалами дела о выплате возмещения, узнать о статусе и стадии рассмотрения дела и загрузить необходимые для урегулирования дела документы. Кроме того, заявитель может поставить вопрос о рассмотрении дела в онлайн-чате и получить компетентный ответ в отделе урегулирования. Для идентификации заявителя будет использоваться уникальный код, который присваивается каждому потерпевшему при регистрации его обращения в МТСБУ за регламентной выплатой.
В Украинском Страховом Омбудсмене, потерпевшим дают конкретные рекомендации. Здесь определили «узкие места», в которых обычно и страдает клиент нерадивой страховой компании. И дали несколько советов, как их избегать и как с ними бороться. Вот самые распространенные.
1). СК не информируют потерпевших о необходимости подачи заявления на страховое возмещение. Или не принимают такое заявление без постановления суда. А если нет заявления – нет и возмещения.
Что делать? После ДТП потерпевшему надо просто потребовать у СК образец заявления на выплату страхового возмещения.
2). СК констатирует, что повреждение автомобиля якобы произошло не при тех обстоятельствах, которые указаны в заявлении о выплате, и делают собственную трасологическую экспертизу. По ее результатам не платят или платят в меньшем объеме.
Что делать? Обычно экспертизы, проведенные в одностороннем порядке, не имеют доказательного значения, так как проводятся на основе фото. Поэтому, если ДТП оформлено при участии работников полиции, составлен админпротокол и вынесено судебное решение, исследование СК полностью опровергается. И необходимо требовать от СК письменного обоснования уменьшения размера выплаты или отказа. А после получения такого ответа, оспорить решение СК в Нацкомфинуслуг или в суде.
3) СК отказывает в выплате и снимает с себя ответственность, поскольку виновник ДТП был в состоянии алкогольного опьянения. А значит, по версии СК, он сам и должен расплачиваться с потерпевшим.
Что делать? Требовать от СК письменного обоснования уменьшения размера выплаты или отказа. А после получения такого ответа, оспорить решение СК в Нацкомфинуслуг или в суде поскольку это – собственное трактование СК законодательства. На самом деле, СК должна сперва выплатить возмещение потерпевшему, а потом требовать его у виновника ДТП.
4) СК использует ошибки в оформленном Европротоколе, как повод для проведения трасологических и других экспертиз без согласования с потерпевшим с дальнейшим отказом в выплате. По закону, на этом основании СК не имеет права отказать в выплате. I know Buy CVV and dumps
Что делать? Написать в СК заявление с предложением провести в офисе СК встречу с водителем виновником ДТП и потерпевшим в присутствии страховщика. Цель встречи: выяснение дополнительных обстоятельств ДТП и предоставление дополнительных письменных пояснений его причин. В случае, если понимание или компромисс не достигнуты, надо обратиться с жалобой в Нацкомфинуслуг или МТСБУ.
К слову, Европротокол, оформлять который самостоятельно, так призывают все страховые компании, достаточно опасная штука. Если там есть исправления или ошибки – могут оказать в возмещении. Если приехали с виновником сами оформлять Европротокол в СК – могут оказать – уехали с места ДТП, где его надо оформлять. Если нет фото с места ДТП могут отказать. Вплоть до того, что в СК могут сказать, будто виновник ДТП случайно въехал в неподвижно стоящий автомобиль, где за рулем сидел пассажир.
5) Уменьшение суммы возмещения без экспертизы или без согласования с потерпевшим. СК нередко уменьшают сумму возмещения, ссылаясь на собственные расчеты (которые не соответствуют требованиям Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств). Не предоставляют потерпевшему копии документов по начислению возмещения. Предлагают ознакомиться с материалами оценки не по месту проживания потерпевшего (предлагают ехать в другой город). Чаще всего в СК ссылаются на коллегиальное мнение аварийных комиссаров. Кроме того, далеко не каждый потерпевший ориентируется в нюансах экспертных выводов. И потерпевшему могут показать результаты экспертизы на мониторе компьютера. К таком показу сложно предъявить претензии.
Что делать? Прежде всего, написать заявление в СК на получение информации по страховому делу. И потребовать на руки бумаги с экспертизой. Без них нельзя подать жалобу. Из ответа можно будет сделать вывод, на основании чего делались расчеты: калькуляция программы АУДАТЕКС, коллегиальное решение аварийных комиссаров или проведена автотовароведческая экспертиза. В случае необходимости, пишется жалоба в Нацкомфинуслуг или суд.
6) Уменьшение суммы возмещения, якобы в соответствии с износом автомобиля. СК может начислить износ на автомобиль, который еще не попадает в эту категорию по возрасту. А если автомобиль только начал подпадать под начисления по этому пункту, СК может начислить максимальный коэффициент износа, даже если автомобиль новый. Чаще всего СК начисляет износ на все виды работ СТО и все запчасти, даже если они только подлежат ремонту. Потерпевшие не знакомы с тонкостями расчетов по возмещению, и страховые компании этим пользуются.
Что делать? Написать жалобу в Нацкомфинуслуг и МТСБУ со ссылкой на ст.35 п.2 Закона Украины об ОСАГО: страховая компания должна согласовать сумму возмещения с потерпевшим или провести исследование и установить размер убытков.
По мнению AUTO-Consulting, 100-процентной гарантии получить страховое возмещение в полном объеме и в срок, не дают ни МТСБУ, ни Украинский Страховой Омбудсмен. Но если обратиться в обе эти организации, шансы у потерпевших однозначно возрастут.
А если вы только собираетесь обновить свой плис ОСАГО и не знаете, в какой страховой компании его приобрести, чтобы не иметь проблем, зайдите на сайт МТСБУ. Здесь есть так называемый Светофор страховых компаний, где разными цветами выделена оценка их деятельности. В частности, там есть разделы: «Качество урегулирования убытков» и «Уровень жалоб от потерпевших и застрахованных». Тем СК, которые в «Светофоре» МТСБУ в первом квартале 2016 г пребывают в красной зоне, – вряд ли стоит доверять.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.