Триумф капотных IVECO Powerstar на Дакаре в январе 2016 года стал для КАМАЗовской команды холодным душем. В Набережных Челнах окончательно поняли, что времена "бескапотников" и безаговорочных побед уже прошли. И тягаться с итальянцами на прежней машине они уже не смогут. И перспективному проекту КАМАЗ-43509, подготовленному еще в прошлом году, был дан "зеленый свет".
О преимуществах капотных грузовиков в ралли КАМАЗу известно давно. У них и лучше и развесовка по осям, устойчивость при прохождении поворотов, более «раллийная» и чувствительная для пилотирования посадка пилота, уменьшение ударных нагрузок на экипаж, да и обслуживать такой грузовик - удобнее. Но КАМАЗ до последнего держался за "бескапотник", так как он хоть стилистически напоминает продукцию завода, где выпускают исключительно бескапотные машины. А Дакар - это самая лучшая рекламная площадка. Выставить на эту гонку капотный грузовик, который даже внешне не имеет ничего общего с серийными машинами - это очень серьезный шаг. хотя и так все знают, что в даккаровских машинах нет ничего серийного.
Ведь не секрет, что КАМАЗы побеждали на Дакарах за счет невероятной мощности немецкого двигателя Liebherr, ну и сработанной годами команды. Дакар 2016 показал, что теперь не только у КАМАЗа есть хорошая команда и мощные моторы, а мастерство пилотов команды IVECO тоже на высоте. Да и собственный двигатель IVECO Cursor 13 - оказался надежным и выносливым. К тому же, оргкомитет поставил перед участниками следующей гонки еще одно неприятное для КАМАЗа требование - теперь грузовик должен иметь двигатель не более 13 л рабочего объема. А это значит, что "чудо КАМАЗа" - модернизированный двигатель Liebherr можно списывать.
КАМАЗовской команде ничего не остается делать, как готовить полностью новую машину с индексом 43509, с новым двигателем. Готовить ее начали еще в прошлом году, она прошла уже тысячи километров тестов, но реально оценить ее потенциал можно только в ходе настоящей гонки. И хотя "Золото Кагана" - это почти домашние "покатушки", где кроме КАМАЗа участвует еще только МАЗ и ГАЗ с медленным "Садко", тем не менее, проверить КАМАЗ-43509- Zetros можно.
Увы, пока радоваться нечему. Новый КАМАЗ-43509 эффектно смотрится пока только на фото. К финишу он приехал 24-м, с отставанием 9 часов 44 минуты от лидера разумеется им стал дакаровский КАМАЗ-43269 Каргинова. И это при том, что время лидера - 9 часов 25 минут. Два других бескапотных КАМАЗа приехали очень плотненько на 2-м и 3-м месте.
Новый КАМАЗ-43509 проиграл первую гонку не только старым машинам, но и почти всей МАЗовской команде, которая выступала не плохо. Лидер команды МАЗ-Спортавто Александр Василевский занял 5-е место и отстал от лидера на 30 минут.
Понятно, что в первой же гонке новый КАМАЗ-43509 на результат и не гнали, но ничего серьезного он и на спецучастках не показал.
КАМАЗ-43509 получил 12,5-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель Caterpillar, подготовленный к гонкам чешской фирмой Buggyra. Он имеет мощность 980 л.с. и крутящий момент 4000 Нм при 1500 об\мин. Сцепление - ZF MFZ 430, сухое, однодисковое. Коробка передач - ZF 16S251, механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая, раздаточная коробка - «ZF» VG2000/300. Кабина - Zetros. А теперь вопрос: "А что же здесь от КАМАЗа?"
За счет чего победила IVECO на Дакаре 2016
Тем не менее, по информации AUTO-Consulting, один КАМАЗ-43509 точно поедет на Дакар-2017. После астраханской гонки в машину будут вносить коррективы.
P.S. Для любителей истории AUTO-Consulting напоминает, что существовал и раллийный КрАЗ, который должен был принять участие в Дакаре-2009. Украинская машина еще в те годы смотрелась достойно и имела компоновку, к которой ведущие команды мира пришли сейчас. Еще в 2002 г. на КрАЗе зародилась идея участия в престижнейшем мировом ралли Дакар. Идею поддерживал тогдашний гендиректор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Сазонов. Но как-то в интервью AUTO-Consulting на автосалоне SIA он признался: «Наши представления о том, как решить эту задачу, были в то время несколько наивными. За прошедшие пять лет проделана огромная работа, и сегодня КрАЗ имеет разработанную конструкцию спортивного автомобиля, макетный образец которого мы планируем изготовить до конца текущего года».
Машину действительно делали. КрАЗ-5173РЕ с колесной формулой 4х4 оснастили с 8-цилиндровым V-образным двигателем ВМF 1015 CP мощностью 740 л.с. – фирмы Deutz (Германия).. Раллийный КрАЗ имел два топливных бака по 450 л каждый обеспечивают запас хода в экстремальных условиях не менее 850 км. Автомобиль имел полную массу 16 т и г/ п 6 т преодолевает перевалы до 5 тыс. м над уровнем моря и форсирует брод глубиной до 1,5 м. В отличии от серийных авто, у раллийного КрАЗа капот откидывался вместе с крыльями передних колес, открывая полный доступ ко всем системам двигателя.
Получил КрАЗ-5173РЕ и механическую 13-ступенчатую коробку передач Eton RTLO 20913A (Англия) с передаточным отношением по ступеням от 12,3 до 0,73. Двухступенчатая раздаточная коробка – фирмы Steyr Daimler Puch AG (Австрия). Благодаря уменьшенному передаточному числу высшей передачи 0,89 автомобиль развивал скорость до 165 км/ ч.
Вот такой был дакаровский КрАЗ. Но грянувший кризис не позволил реализоваться этому проекту. Но все-таки принять участие в ралли "Лиссабон-Дакар-2008" КрАЗ успел. Правда, это была другая машина - почти серийная КрАЗ-5233ВЕ-086-Д10 с самым обычным 330-сильным турбодизелем ЯМЗ-238. Она прикатила своим ходом из Кременчуга на старт в Лиссабоне, но тогда из-за боевых действий в Африке это ралли отменили. КрАЗ вернулся домой, непобежденный. Конечно, это была отчаянная и наивная попытка. Но удача иногда улыбается таким смельчакам. |