Дизайнерами рождаются?
AUTO-Consulting: Ярослав, расскажите кто Вы и откуда? Почему решили стать дизайнером?
Ярослав Чумаченко: Меня зовут Ярослав Чумаченко. Родился я в индустриальном Мариуполе в 1985 году. Тягу к автомобилям я почувствовал еще в самом раннем детстве. Так уж сложилось, что любовь к технике ко мне пришла от деда по линии отца. Дедушка работал на комбайне и был подписан на журнал "За Рулем", наверное, единственный на советском пространстве автомобильный журнал на то время. Каждый раз, когда я приезжал летом в отдаленный южный уголок одесской области к нему в гости, я уделял особое внимание его книжным полкам с книгами о тракторах, о комбайнах и журналам. Именно «За рулем» стал для меня первым сильным впечатлением.
Кроме того, я так же постоянно присутствовал при ремонте ВАЗовской «тройки» во дворе, любил смотреть как дед что-то мастерит.
Возвращаясь с летних каникул, я прихватывал с собой понравившиеся журналы из его библиотеки. К 7 годам родители не устояли моим просьбам и выписали «За рулем» уже и для меня. Потом были уже другие издания, которые я прочитывал от корки до корки. Мои книжные полки прогибались от количества литературы.
AK: То есть любовь к автомобилям пришла с детства?
Да. Но, по моему мнению , просто любить автомобили недостаточно. Нужно любить их создавать. Так что я, еще не понимая этого, мастерил автомобили, свои собственные модели из картона, спичечных коробок и всего что попадалось под руку, подражая и переосмысливая то, что я видел в журналах.
Еще школьником я начал обучение в школе исcкуств, куда я поступил не только чтобы научится живописи, рисунку, скульптуре, но и для того чтобы научится презентовать свои идеи на бумаге. Хорошо презентовать свой проект или идею - очень важно, в карьере любого дизайнера.
Статья в журнале, которая перевернула всю жизнь
АК: А когда Вы осознали, что хотите быть автомобильным дизайнером?
ЯЧ: Свой первый скетч я нарисовал в далёком 1996 году, когда я впервые взял в руки №4 1996 года, мой первый журнал MotorNews. Потом были все последующие номера, за которыми я провёл не один вечер. Я рассматривал картинки, читал каждую строчку и по несколько раз перечитывал, периодически выходившие статьи Геннадия Гайворонского о дизайн-студиях и процессе создания автомобиля. Так я узнал, что такое автомобильный дизайн. В №6 1996 я увидел скетч VW PASSAT B5 на странице 22 и попробовал рисовать, подрожать профессионалам. Так всё и начиналось.
Но однажды я прочел статью о дизайнере Сергее Пшеничном в журнале Motor News №4 за 1998 год, как он учился в Турине. Эта статья перевернула мою жизнь. Когда мне было 12 лет, именно с этим выпуском журнала, я обратился к своим родителям.
Еще в школе я рассылал электронные письма во все ВУЗы в мире, где можно получить образование автомобильного дизайнера. Получил множество бесплатных буклетов и брошур с условиями поступления. Конечно, был немного огорчен стоимостью обучения...Стоимость образования в Италии не была доступной, но оказалась в несколько раз ниже, чем в США, например. Увы, на тот момент мое поступление в дизайнерский ВУЗ было отложено. А так как высшее образование все равно нужно было получать, я поступил в Приазовский Государственный Технический Университет, в надежде на то, что по окончанию, у меня все-таки появится возможность учиться в Италии.
За пять лет я хорошо выучил английский, итальянский, принимал участие в нескольких конкурсах и подготовил папку с работами. Сегодня я даже портфолио не смог бы назвать, это сборище эскизов, но тогда я им очень гордился.
И, конечно, я продолжал читать и мечтать. Я зачитывался журналами MotorNews, 5Колесо, Автомобили, газетой Авто-Ревю. Еще журнал Автопанорама тогда проводил конкурсы для молодых дизайнеров, и у меня есть несколько выпусков с моими рисунками.
Мой совет начинающим дизайнерам: участвуйте в конкурсах и ваш уровень мгновенно будет улучшаться, к тому же это шанс попасть на стажировку или получить работу. Однажды я участвовал в немецком конкурсе VDA Design Award, а в тот момент выставку во Франкфурте посещали представители КрАЗа. После этого ректору Приазовского Государственного Технического Университета пришел факс на моё имя с предложением о сотрудничестве. Бывает и такое!
И еще смотрите на все автомобили, трогайте их поверхности, обращайте внимание на пропорции, блики, свет, тень. Смотрите на каждую кнопочку в салоне. Ведь все познается в сравнении, поэтому важно обращать внимание на каждый автомобиль!
АК: А какие автомобили тогда произвели на Вас сильное впечатление?
ЯЧ: В юности меня очень впечатлил Citroen DS и Lamborghini Countach Prototype, правда увидел вживую я их только за рубежом. Еще мне очень нравилась эпоха Marcello Gandini. Но одним из самых красивых автомобилей я считаю Jaguar E-type coupe 1961 года. Когда я приехал в Турин, я смог увидеть большую часть самых знаменитых и красивых автомобилей на специализированных выставках. В этом тоже есть прелесть Италии. Тут множество арт-галлерей, крупный автомобильный музей, ежегодные выставки ретро автомобилей и многое другое, что вдохновит любого, кто любит автомобили. Вот почему это мой выбор.
Кто ищет - тот найдет
АК: А как Вы попали в Италию?
ЯЧ: Я отправил запрос на информацию по электронной почте. Смешно вспоминать, но тогда мне приходилось ходить в интернет- кафе, чтобы делать рассылку. Через некоторое время, мне прислали брошюру с условиями поступления. Я выслал им анкету и отсканированные работы. Так я и был зачислен на первый курс Института Европейского Дизайна в Турине.
На самом деле, учебных заведений ,где можно получить хорошее образование автомобильного дизайнера множество. Есть во Франции, Италии, несколько в Германии, США, Великобритании. Сейчас появились специализированные ресурсы cardesignnews.com , carbodydesign.com , cardesign.ru . На этих сайтах есть ссылки на ВУЗы и примеры работ, как профессионалов, так и студентов. Всё, скорее всего, упирается в стоимость обучения либо в соотношение цены-качества.
Мой выбор пал на Турин. Это столица европейского дизайна. Тут множество известных и малоизвестных студий, сейчас тут открываются дизайн студии китайских производителей. Стоимость и качество прототипирования – здесь вне конкуренции. Например все последние концепт-кары Porsche были сделаны так же тут.
АК: А как удалось попасть на работу в дизайн-студию?
Мою первую стажировку я получил в студии INOVO DESIGN. Работал над фэйслифтом автобусов IVECO, электрокаром, бутылочками для женской косметики и катафалком на базе Jaguar! Было интересно! Но ведь кто-то должен этим заниматься?
Получив небольшой опыт, я поступил в магистратуру сразу на второй год обучения. Дипломный проект в магистратуре был концепт-кар в масштабе 1 к 1 , представленный на Женевском автосалоне 2012 года. Над этим автомобилем работала комада из 10 студентов и несколько опытных преподователей из студий Pininfarina, Maserati, Fiat. В этом огромный плюс обучения в Италии: преподаватели действующие работники дизайн студий! За несколько месяцев до окончания обучения, я получил возможность работать в известной дизайн студии I.DE.A institute, где начинал свою карьеру знаменитый Вальтер да Сильва. В I.DE.A institute мы работали над самыми различнымы типами автомобилей европейских и азиатских производителей.
Потом я начал сотрудничество с Ssang Yong и смог поучаствовать в дизайне нескольких концептов, представленных на международных автошоу.
И надо признаться, что мне очень нравится работать над автомобильными брендами, стиль который еще не такой сформированный, как у немецких производителей. Это огромный простор для творчества!
АК: А что бы Вы могли порекомендовать ребятам, которые мечтают стать дизайнерами?
Я считаю, что образование в Европе – это замечательная возможность, но всё упирается в средства. Поэтому рекомендую начинать в нашем ВУЗе, техническом или художественно-промышленном, для того чтобы параллельно заниматься самообразованием (язык, П.О и т.д). К тому же, наши ВУЗы замечательны тем, что дают отличную основу, а художественные ВУЗы дают прекрасную базу для рисунка и техники. Есть несколько ребят, украинцев, которые учились по такой схеме Украина - Италия. Все они трудоустроены в известных компаниях.
Для начинающих ребят, я бы советовал такую схему образования: Харьковский художественно-промышленный институт + после этого обучение в магистратуре в европейском вузе, к тому же так будет легче получить скидку на образование. При знании немецкого языка и хорошем портфолио, навыков по рисованию и скульптуре, можно поступить в Pforzheim в Германии , либо в университет в Мюнхене. Это отличный выбор, так как при успешном окончании, вы будете на виду у всех немецких производителей. Европейская практика такая, что во время обучения и после окончания, студенты приобретают опыт на 3-6 месячных стажировках в дизайн студиях.
Но самое сложное начинается при поиске работы. Для того чтобы Вас взяли на работу одного резюме недостаточно. Нужно очень сильное портфолио. Именно сильное. И здесь не нужно обольщаться, если вас просто похвалят родственники. Должно быть намного лучше, чем у всех остальных. Именно незнание этого оставляет за бортом около 80% выпускников по окончанию ВУЗа. К тому же будет наивным верить в то, что на будущей работе вам дадут нарисовать новый Ferrari.
Начинать приходится с малого. В автомобиле множество простых, на первый взгляд, деталей, и все они должны быть интересными с точки зрения эстетитики! Даже у решетки радиатора бюджетной Skoda есть свой автор! К тому же всегда нужно учитывать, что это командная работа и это одно из главных качеств будущего дизайнера. А еще нужно учавствовать во всех конкурсах, быть в курсе мировых тенденций, в том числе fashion индустрии. Так же можно завести свой блог и наблюдать собственный прогресс, а главное уметь принимать и анализировать критику. Из инструментов дизайнера это маркеры Copic, Chartpak, графические планшеты, программное обеспечение Adobe Photoshop CS, Autodesk Alias Automotive. Так же очень удобна программа Autodesk Sketchbook Pro для начинающих ребят. Если есть возможность, нужно уметь работать со специальный пластилином для моделирования. Это очень важный момент в процессе обучения.
Как в Renault Trucks создавали дизайн нового модельного ряда грузовиков
Наш репортаж. Как Китай начинает диктовать автомобильные вкусы европейским автопроизводителям
АК: А не было желания вернуться в Украину и работать в украинской компании?
ЯЧ: Я бы очень хотел работать в родной стране, но к сожалению, на данный момент там нет условий для того чтобы создавать украинский автомобиль. Я очень надеюсь, что в будущем все изменится. Хочется верить, что скоро АвтоЗАЗ откроет дизайн студию, где-нибудь в живописных Крымских горах или в Карпатах, где можно было бы создать целый модельный ряд автомобилей.
Великие дизайнеры: Луиджи Колани - виртуоз аэродинамики
Великие дизайнеры: Питер Хорбери о семейном диване Volvo и китайском мосту Geely
Итальянская автомобильная мода. Какими будут автомобили будущего?
В Италии я понял, что создавать красивые вещи легче, когда тебя вдохновляет окружение. У нас очень красивая природа и талантливые люди. Было бы неплохо, если бы кто-то из европейских производителей построил свою студию в Украине. А если честно, то мне не безразлична судьба нашего автопрома, поэтому я ежедневно слежу за новостями на www.autoconsulting.ua в надежде, что однажды смогу внести свой вклад в Украинский Автомобиль. Надеюсь, что и мои советы помогут нашим абитуриентам.
От редакции. Ярослав так и написал Украинский Автомобиль с большой буквы. Мы не стали это исправлять...А вдруг?...
Как попасть на работу в автобизнес?
Горацио Пагани: История мечты
Маэстро Джуджаро создаст шедевры для Volkswagen
|