О производственном цикле на заводе «Богдан» AUTO-Consulting уже рассказывал. Напомним лишь, что завод в Черкассах – самый новый в Украине. Его открыли лишь в 2008 году, а обошелся он в $330 млн. Эти инвестиции который год не дают корпорации «Богдан» выйти из убытков. При проектной мощности в 120 тыс. автомобилей, завод «Богдан» в прошлом году выдал на гора едва 12 тыс. машин. А в сентябре 2012 года его подкосило решение России ввести утилизационный сбор. Одним махом рухнул весь экспорт «Богданов» в Российскую Федерацию и завод был вынужден работать только на украинский рынок.
«Богдану» срочно нужно было искать партнеров для контрактной сборки, чтобы загрузить мощности предприятия. По информации AUTO-Consulting предложения рассылались почти всем автоконцернам, но рассчитывать на быстрый результат не приходилось. Да и ответы не обнадежили. В Европе сейчас кризис, в России свои заводы многие уже построили, в Японии – спад производства. Но самое главное, что при существующем налогообложении в Украине не выгодно было организовывать производство, а легче просто импортировать готовые авто. А утилизационный сбор в России на украинские авто полностью лишил завод емких рынков сбыта.
Оставалось только одно – закрывать завод и распускать персонал по домам. В начале года на предприятии оставили только охранников, бухгалтерию и минимальный техперсонал. Новейший завод погрузился в неопределенность. Даже плана выхода из кризиса не было. Да и какой тут можно было писать план, когда у завода нет собственной модели, и он полностью зависит от импортной агрегатной базы и комплектующих.
Еще бы месяц другой и новейший автозавод с современным окрасочным комплексом Eisenmann могли бы пустить с молотка.
Попытка №2
В Черкассах не скрывают, что с воодушевлением восприняли решение Межведомственной комиссии ввести спецпошлины на иномарки. Это был шанс возобновить производство, так как появлялась экономика производства: при пошлине 10%+спецпошлине 12,95%, производство давало преимущество в налогах на 23%. Корпорация «Богдан» тут же подписала контракт с «АвтоВАЗом» на поставку 15000 машинокомплектов Lada-2110 и Lada-2111. В апреле начали поступать первые детали и стали реанимировать производственные линии. Но тут выяснилось, что смежники, которые поставляли на Богдан комплектующие украинского производства, оказались не готовы обеспечить конвейер. Оставшись без крупного заказчика в начале года, они также были вынуждены сократить персонал, снизить закупки материалов, а некоторые и вовсе свернули свои производства.
Остановка завода «Богдан» в конце прошлого года оставила без работы 1500 человек, но у поставщиков эти цифры минимум в 5 раз больше.
Сейчас подрядчики с радостью пытаются выполнять заказы «Богдана», однако на полное восстановление всех цепочек уйдет еще не один месяц. По этой причине, на конвейере мы то и дело видели российские аккумуляторы, шины, стекла, которые еще в прошлом году поставляли украинские предприятия. А готовые автомобили с конвейера пока отправляют не к дилерам, а на специальную площадку, где им должны еще прикрутить логотипы «Богдан» - их не успевают выпустить в нужном количестве.
Такова цена восстановления остановленного производства. Но в глазах рабочих мы увидели надежду. Пока лишь робкую. Вновь закрутились вертушки на проходной. И пришли обратно на завод.
За двумя зайцами
Специфика завода «Богдан» - это фактически две автономные линии сварки и сборки. По первоначальным планам на одной из них должны были выпускать 60 тыс. автомобилей Lada, а на другой такое же количество Hyundai. То есть сейчас запустили лишь часть завода, его так называемую ВАЗовскую часть и окрасочный комплекс.
Вторая половина предприятия пока по-прежнему законсервирована. Но ее запустят уже в июне, когда придут первые машинокомплекты из Кореи. С июля завод уже будет выпускать по 170 Hyundai Tucson ежемесячно.
Но стратегического партнера в Черкассах видят среди других производителей.
Как уже сообщал AUTO-Consulting, корпорация «Богдан» объявила, что ведет подготовку к полномасштабному производству двух новых моделей автомобилей. В качестве партнера выступит китайская корпорация JAC. И именно эти автомобили будут выпускать на «иномарочной» части завода.
В Черкассах на заводе корпорации «Богдан» начнется полномасштабное производства (сварка кузовов, окраска и сборка) двух моделей JAC: седан J5 и кроссовер S5. Сначала начнется производство седана и до конца года планируется выпустить 180-200 таких автомобилей. В апреле 2014 года уровень локализации JAC J5 должен составить 51%, а к августу 2014 года завод должен выйти на объемы производства 300 авто\месяц.
Следом на конвейере появится и кроссовер. В марте 2014 года стартует его полномасштабное производство, к октябрю уровень локализации достигнет 51% и завод выйдет на объемы ежемесячного выпуска 200 шт.\мес. Итого, уже через год завод «Богдан» должен выпускать по 500 автомобилей JAC в месяц. Только куда их столько продавать?
Автомобили JAC украинского производства будут поставляться не только на внутренний рынок, но и на экспорт в Россию и другие страны СНГ. Вот зачем заводу и нужна локализация 51%. Как сообщил вице-президент корпорации «Богдан» по производству Рудольф Арзуманян, в настоящий момент ведутся переговоры и с другими партнерами по организации производства: АвтоВАЗ, Great-Wall и Lifan.
По планам, которые AUTO-Consulting видел на заводе. В Черкассах хотят выпускать еще и три модели Great Wall: C30, M4 и C50. Притом, первые 20 автомобилей Great Wall черкасского производства должны выехать с завода еще в этом году. А старт полномасштабного выпуска GW C30 запланирован на июнь 2014 года. Следом начнется производство и второй модели- М4, которая с августа 2014 года уже должна уходить на экспорт в Россию.
А к декабрю 2014 года к ней присоединится и седан Great Wall C50. Всего в декабре 2014 года завод «Богдан» должен выпускать 700 автомобилей Great Wall. Но это пока лишь планы, так как соглашение о совместном производстве еще не подписано. Как нет ясности и с Lifan, которому «Богдан» предложил выпускать в Черкассах седан 620 и кроссовер X60. Не дал «добро» на производство в Черкассах Lada Granta и АвтоВАЗ, хотя такая возможность обсуждается уже давно.
Много еще есть и других вопросов. Например, управится ли завод с такой «разношерстицей» моделей? Не забываем, что у каждого производителя есть свои требования, свои подходы к производству и свои «тараканы».
Но пока на «Богдане» не хотят делать ставку на кого-то одного, чтобы вновь не оказаться у «разбитого корыта». Пока не один из производителей не гарантирует заводу полную загрузку, менеджмент продолжит политику «многовекторности». Она, безусловно, свойственна украинской ментальности, но рискует привести к финалу, как в поговорке про двух зайцев.
Пока рано делать выводы о перспективах автомобилей JAC на украинском рынке. Смогут ли они вытянуть «Богдан» из кризиса, и будут ли восприняты украинским и российским рынком? Об этом мы узнаем уже скоро. По данным AUTO-Consulting первая партия автомобилей и оборудования из Китая уже плывет в Украину. В Черкассах ее очень ждут. Это шанс возможно последнийдля завода загрузить производство и получить стратегического партнера. Это шанс на восстановление.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Как открывали завод "Богдан"
|