Напомним, что согласно проекта закона ставку акцизного сбора хотят увеличить до 3500 евро с нынешних 109 евро. Причем, как для полностью укомплектованных кузовов для SKD-сборки, так и для неукомплектованных, используемых в более полных процессах. Аргументация предполагаемого нововведения – прекратить поагрегатный ввоз в Украину подержанных автомобилей и сократить потери бюджета от SKD-сборки авто на украинских предприятиях. По крайней мере, так написано в пояснительной записке к законопроекту, который сейчас проходит согласование в ведомствах. Кроме того, авторы проекта считают, что такое решение будет стимулировать в Украине производство автомобилей по полному циклу.
Кабмин хочет закрыть по-агрегатный ввоз и SKD-сборку авто в Украине
Какие потери уже понес украинский автопром за первый месяц "автомобильной войны"
Как уже сообщал AUTO-Consulting, сегодня автомобили по полному циклу у нас в стране производят только ЗАЗ и "Богдан", и буквально в шаге от запуска подобного производства "Еврокар". Но есть и другие производители, которые уже многие годы делают автомобили по технологии SKD-сборки. Это – тот же «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ). То есть, фактически, законопроект делит отечественных производителей на два враждующих лагеря. Один из которых будет выживать за счет другого. Ведь, в Украине созданы мощности для производства (в том числе и с помощью SKD-сборки) до 400 тыс. автомобилей в год (данные по производству рекордного 2008 года). А внутренний рынок в 2012 году составит около 220 тыс. единиц. При ситуации, когда экспорт в Россию перекрыт утилизационным сбором, обострилась борьба за внутреннего национального потребителя. В этом, скорее всего, и был мотив появления подобного законопроекта.
Где в Украине выпускают автомобили.
Наши репортажи с заводов
ЗАЗ Богдан Еврокар КрАСЗ
В пресс-службе Корпорации «УкрАвто» (управляет заводом «ЗАЗ») AUTO-Consulting сообщили, что «крупноузловая сборка – это не промышленное производство, т.к. в ее процессе отсутствуют такие важные технологические операции, как сварка, окраска кузовов и производство автомобильных компонентов.
ЗАЗ обновляет Lanos и Sens
В Украине представили концептуальный автомобиль ЗАЗ
Как правило SKD сборку практикуют те страны, которые ставят перед собой задачу создать и развить собственное автомобильное производство, и рассматривают ее только как этап подготовки к полноценному производству. Ярким примером может быть наш сосед - Россия.
При этом страна устанавливает высокие ставки на ввоз готовых автомобилей и предоставляет инвесторам и предприятиям ряд льгот, в том числе и на ввоз SKD комплектов по низким ставкам пошлин. Но одновременно этим предприятиям и инвесторам выставляются жесткие условия, например как в России, в течение трех лет создать производство автомобилей по полному циклу, который включает сварку, окрасу кузова и сборку автомобиля. А также, после начала CKD производства необходимо в течение 3 - 5 лет обеспечить определенный уровень локализации 30 - 50%.
При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства, крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения» - отмечают в “УкрАвто”.
Что будет с автомобильным рынком? Мнения операторов
Что будет с ценами на авто до конца года? Мнения операторов
Примерно в таком же ракурсе видят ситуацию и в Корпорации «Богдан». В пресс-службе «Богдана» AUTO-Consulting сообщили, что «Корпорация «Богдан», инвестировав колоссальные средства в создание современных мощностей по полномасштабному производству легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов и троллейбусов всех классов, заинтересована в дальнейшем развитии автомобилестроительной отрасли. Автопроизводителям необходима комплексная государственная поддержка. Только жесткие условия защиты внутреннего рынка (акцизный и утилизационный сборы, дополнительная пошлина на импорт авто и др.) создадут предпосылки для прихода мировых инвесторов-автопроизводителей и дальнейшего развития отрасли. Мы обращаем особое внимание на необходимости жесткого ограничения ввоза б/у техники. Мощности, созданные в Украине крупнейшими автопроизводителями (ЗАЗ, «Богдан», «Еврокар» и др.) должны быть загружены, что даст возможность создавать новые рабочие места и наполнять бюджеты всех уровней. Корпорация «Богдан» полностью поддерживает введение акциза на кузова, утилизационного сбора, а также ждет введения доппошлин на импорт».
Только поддерживая инициативу введения новых повышенных акцизов на автомобильные кузова, в «Богдане» не уточняют, мощности каких производителей будут загружены. На, упомянутом в комментариях «Еврокаре», считают, что это даст преференции лишь одному производителю.
Старая любовь не ржавеет. Украинский автопарк опять начал стареть
Украинскому автопрому осталось жить 3-4 месяца
В частности, вот, что сказал AUTO-Consulting, Председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин. «К сожалению, у нас в стране сложилась традиция защиты интересов не автомобильной промышленности в целом, а одного производителя, и такая практика применяется с 1991 года. Уже на протяжении более 20 лет правительство не может принять комплекса мер по поддержке автопрома. При этом, всем известно, что создание монополии не приводит к развитию всего рынка, а только к росту доходов одного предприятия (в частности, ЗАЗа) за счет потерь бюджета.
У предложенного законопроекта высокий уровень негосударственных целей, очевидно, что это не приведет к расширению базы налогообложения в силу невозможности отдельными предприятиями с полным циклом производства обеспечивать ассортимент и удовлетворять потребности на внутреннем рынке. Дело в том, что одно предприятие по полному циклу эффективно выпускает одну-три модели автомобилей. На сегодня в Украине по полному циклу производят только автомобили бюджетного класса В (что составляет до 15% рынка). При этом на рынке представлено более 56 автобрендов, автомобилей классов A, B, C, D, E суммарным ассортиментом в 423 модели легковых автомобилей от бюджетного до премиум-сегмента.
Интервью. Олег Боярин: украинская Skoda может исчезнуть с нашего рынка
Экономически целесообразным полномасштабное производство является при объемах более 50 тысяч в год. Поэтому производство с полным циклом для обеспечения загрузки мощностей, как правило, поставляет продукцию на экспорт. Сейчас основной рынок экспорта для Украины – Россия, был закрыт путем введения утилизационного сбора.
Для развития отечественного автопрома выгода между импортом и производством должна быть 25-30%. При этом, также законодательство должно стимулировать рост количества производителей. Не ограничиваться тремя существующими, а как в России, чтобы число брендов, производимых в стране, исчислялось, как минимум, десятком. Чем больше продукции зарубежные компании будут производить в Украине, а не импортировать, тем лучше будет для страны и для развития рынка, и для потребителя. Необходима комплексная программа развития отрасли. Она была нами разработана два года назад и достаточно взвешенная. Я уверен, что на 90% она отвечает всем необходимым потребностям автопрома, так как в ней учтены условия, при которых автопром в Украине будет развиваться, и в страну начнут приходить зарубежные компании. К сожалению, до сих пор мы не можем принять эту программу.
Очевидно, без системных мер, которые проводят все без исключения государства, без государственной поддержки и вмешательства, промышленность выдержать не может. Для защиты национального производителя многие страны принимали соответствующие серьезные меры. Среди них – повышение пошлин, государственные гарантии, предпочтение на тендерах национальным производителям, даже с правом увеличения цены. Лучшим примером служит Россия, которая отказалась от поддержки только одного предприятия ( ВАЗа) и за последние 5 лет создала собственное мощное автомобилестроение и 17 мировых производителей вложили миллиарды долларов в экономику страны. Это конкретный результат действенной протекционистской политики российского правительства. Подобные шансы Украина теряет ежегодно».
Замкнутый круг. Будет ли Украина автомобильной супердержавой?
Сила в деньгах: В Украине новый лидер автопродаж
С господином Бояриным солидарен и председатель наблюдательного совета Группы компаний «АИС» Василий Поляков. Напомним, что «АИС» принадлежит сборочное предприятие в Кременчуге (КрАСЗ). Вот что сообщил AUTO-Consulting господин Поляков: «Ряд заводов в Украине осуществляет именно крупноузловую сборку автомобилей. Коротко факты: уровень локализации на таких производствах (и соответственно уровень добавленной стоимости) достигает 30%. Часть комплектующих поставляют украинские поставщики. Количество рабочих мест, которые обеспечивают такие производства - тысячи специалистов. Инициатива повышения акцизного сбора на кузова работает только на одного производителя, создавая неравные условия работы на рынке. Лишает тысяч людей рабочих мест. Это приведет к закрытию ряда еще работающих автопредприятий».
Василий Поляков: импортеры и производители по своей природе антагонисты
Автомобильное лобби в новом Парламенте. Окончательные данные
Получается, что украинские автопроизводители действительно разделились на два лагеря: одни «за» сворачивания SKD-сборки, а вторые, соответственно, «против». И урегулировать такие противоречия или защищать интересы отрасли, по идее, должны бы в профильном объединении.
AUTO-Consulting обратилась в Ассоциацию «УкрАвтопром» с вопросом: «К каким последствиям для отрасли может привести подобная инициатива и будут ли вообще защищать сборочные предприятия?». Ведь здесь всегда придерживались позиции защиты национального производителя и сохранения рабочих мест. К слову, Олег Боярин является председателем Совета Ассоциации «УкрАвтопром», а предприятие «Еврокар», как и КрАСЗ – членами этой Ассоциации.
Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Ассоциации «УкрАвтопром», о проекте закона, о который, собственно, и «ломаются копья», здесь ничего не знают хотя он уже неделю гуляет по интернету. В частности, нам ответили, что «Ассоциация "УкрАвтопром" не располагает официальным документом данного законопроекта, поэтому мы не можем проводить юридический анализ и давать комментарии о возможных последствиях».
А потом добавили: «К сожалению, Ассоциация "УкрАвтопром" не имеет возможности и ресурсов комментировать все теоретически возможные законопроекты».
Утилизационный сбор на авто введут уже надолго
Второй фронт. Кто на самом деле лидеры рынка?
Формально, в «УкрАвтопроме» правы и пока действительно можно позволить не замечать или делать вид, что не замечают подготовку масштабных перемен в отрасли. Но уже есть и печальный пример такой политики, когда «бить тревогу» о введении утилизационного сбора в России начали буквально накануне его введения. А на кону было ни много не мало, а 90% всего экспорта автомобильной отрасли. Может имеет смысл разбираться в ситуации пока законопроект об акцизе на кузова не стал законом?
Для защиты производителей (не только существующих, а и потенциальных), логично было бы на государственном уровне создать для автомобильных инвесторов такие же условия, как в России. А не только ссылаться на них В частности, законодательно закрепить условия о поэтапном создании производственных мощностей и локализации производства. И дать четкие «правила игры» на зафиксированный период времени. А если ежегодно вносить корректировки в законодательство, то где гарантия, что завтра второй лагерь производителей не пролоббирует увеличение налогов на полномасштабное производство и оно станет не выгодным? Такие бессистемные действия напоминают ситуацию, когда с водой могут легко «выплеснуть и ребенка». То есть, под лозунгом защиты национальных производителей, Украина вообще может остаться без собственного автопрома.
В августе украинский авторынок занял 12-е место в Европе
Автомобили по карточкам. Кто выиграет от безналичной оплаты при покупке автомобиля?
В AUTO-Consulting отмечают, что пока в Украине выясняли кого и как поддерживать, новенькие современные автомобильные заводы построены в России, Польше, Словакии, Чехии, Румынии, Венгрии, Сербии, Турции и даже в Болгарии. Но и это еще не все. Собственное производство легковых автомобилей скоро будет и в Белоруссии (подробности этого проекта и почему не пошли в Украину читайте в ближайшие дни). Но Украина теряет не только инвесторов среди автопроизводителей, нас обходят стороной и производители шин, комплектующих, масел, электроники и т.п. А ведь Украина первой среди стран СНГ привлекла иностранного инвестора! И неужели мы в очередной раз убедимся в разрушительном смысле поговорки: «Где два украинца, там - три гетьмана», которой так умело пользуются наши соседи и уже не одно столетие
А может у Правительства вообще нет цели развивать автомобильную промышленность?…
Инф. AUTO-Consulting
Какие новинки появятся на авторынке до конца года
В Украине еще можно купить новые автомобили за $8 000
Выбираем новый автомобиль до $10000. Что есть на рынке?
|