«Институт потребительських экспертиз» избрал оригинальную методику для отбора образцов топлива, чтобы не вызвать подозрения у работников АЗС. Суть ее в следующем:
1. Заливали 5 литров в 10 литровую канистру: во-первых чтобы избежать расплескивания; во вторых чтобы снизить влияние случайных факторов на результаты измерений.
2. Способ отбора образцов топлива проводимый в строгом соответствии с ГОСТом требует отбора проб в стеклянную тару. Но мы этого не стали делать по следующей причине – ведь подобный способ отбора 100% выдавал бы в нас независимую контролирующую структуру и очень вероятно, что нам вместо 5 оплаченных литров залили бы слегка побольше. Кроме этого, по словам сотрудников испытательной лаборатории нефтепродуктов Института биоорганической химии и нефтехимии, краткосрочное хранение автомобильного топлива в металлических канистрах специально предназначенных для подобных целей никак не скажется на параметрах топлива. Скрупулезное соблюдение требований ГОСТа было, безусловно, необходимо в том случае, если конечной целью проверок являлось привлечение к административной ответственности продавцов топлива. Ну а нашей целью, является предоставление необходимой информации для вынесения читателями самостоятельного решения по данному вопросу.
3. Отбор топлива проводился в г. Киеве по банальной причине – среднее количество транспорта на одного жителя здесь, пожалуй, самое большое в Украине. Но в дальнейшем пробы будут отбираться и в остальных крупнейших регионах Украины и по самым оживленным трассам.
4. Начали с 95-го, потому что на нем ездит большинство иномарок, которым ремонт ДВС по причине заправки некачественного топлива может обойтись ну очень не дешево. В дальнейшем обследован будет весь спектр автомобильных топлив от дизельного до 98.
5. Отбирали (и будем отбирать) топливо на крупных сетевых АЗС потому что: заправиться на собственной АЗС колхоза «Светлый путь» большинство автовладельцев может заставить только крайняя необходимость. Кроме этого одиночные заправки интересны очень ограниченному кругу людей, а исследование сетевых АЗС позволяет сделать выводы полезные для гораздо большего количества автовладельцев (например, крупнейшая украинская сеть АЗС под брендом ТНК насчитывает около 1000 заправок).
Исследования проводились специалистами профильной лаборатории института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины аккредитованной на независимость и техническую компетентность в системе Национальной системы аккредитации Украины. Для справки; у специалистов этой же лаборатории профильные исследования заказывает Бюро ВЕРИТАС.
Исследуемые АЗС
1. UP – ул. Братиславская, 48;
2. Укртатнафта – Железнодорожное шоссе, 1-а;
3. ОККО – Чоколовский б-р, 42;
4. Кло (джоббер ТНК) – ул. Большая Окружная, 2;
5. УБ ИНВЕСТ (джоббер ТНК) – ул. Петропавловская, 22;
6. Лукойл – ул. Большая Васильковская, 139-а;
7. Нефтегаз – Экойл – пр-т Победы, 11-б;
8. Ойкос (джоббер ТНК) – б-р Перова, 27;
9. Кло (джоббер ТНК) – Глыбочицкая, 53;
Исследуемые параметры.
Все граничные нормы брались из ДСТУ 4063-2001
Точность налива
Недолив в миллилитрах у всех исследуемых АЗС не превысил 5-10 мл. на 5 литров купленного топлива. Это весьма неплохой показатель.
Октановое число.
Исследовалось по моторному методу. Из-за более жестких условий исследования эта величина всегда меньше, чем величина аналогичной цифири полученной по исследовательскому методу - в среднем на 10 единиц. У бензина А-76 октановое число исследовательским методом не измеряют, у А-80 по исследовательскому методу = 80, по моторному –76, для всех остальных марок соответствие – моторный метод дает показатель на около 10 единиц меньше, чем исследовательский.
Снижение октанового числа приводит к нежелательной преждевременному самостоятельному сгорании бензина в камере сгорания. При этом падает мощность двигателя, появляется детонация, могут застучать «пальцы», растет дымность (топливо хуже сгорает). В результате «горят» клапана и «летят» кольца.
В результате испытаний всем «подопытным» удалось сохранить лицо – ни одна АЗС не показала результат ниже обещанного. Правда некоторые держались из последних сил – UP и Нефтегаз-Экойл (результат по моторному методу 85 единиц, что соответствует ровно 95 единицам в обозначении бензина), но выдержали его все достойно. А ОККО умудрилось показать рекордный результат (86,3 моторный метод- 96,3 исследовательский, то есть запас качества составил 1, 3 единицы) правда, при этом и содержание свинца у нее оказалось самое высокое.
Фракционный состав.
Бензин имеет сложный химический состав. В него входят сразу несколько различных (по составу) фракций имеющих разную температуру кипения. Обилие легкокипящих фракций обеспечивает максимально полное испарение бензина в камере сгорания до момента его поджига искрой (в момент искрообразования бензин в камере сгорания в идеальном случае должен находиться исключительно в газообразном виде). Кроме фракционного состава на это влияет еще и степень нагрева топлива происходящее в процессе его сжатия. При достаточно высокой степени сжатия и соответственно высокой степени нагрева возможно самовоспламенение топлива. В принципе, в дизельных движках подобный способ воспламенения это норма, в бензиновых же, преждевременная сгорание приводит к вышеперечисленным проблемам. Слишком большое содержание низкокипящих фракций приводит к появлению паровых пробок в топливной системе и увеличенным потерям на испарение. Слишком большое содержание высококипящих фракций, также приводит к появлению ряда проблем в работе ДВС. В первую очередь это падение мощности ДВС из-за неполного сгорания топлива, затрудняется пуск двигателя и повышается дымность. Кроме этого из-за попадания невыгоревших остатков топлива в масляную систему увеличивается износ ДВС. Эти проблемы становятся еще более заметными для двигателей с пониженной компрессией (по любой причине. Это могут быть как б/у иномарки, так и ЗАЗы, ВАЗы, ГАЗы).
Некоторое выпадение из формальных требований ДСТУ по минимальной температуре начала перегонки отмечено на АЗС УБ Инвест (28 вместо 30), но поскольку в зимний период времени ДСТУ этот показатель не нормируется вообще, то общий вердикт по этому показателю для всех АЗС - «все в норме». Облегченный фракционный состав (50% фракций перегоняются до температуры в 99С у ОККО). В результате облегчаются зимние пуски, но возможны повышенные потери на испаряемость бензина. Максимально высокую температуру перегонки продемонстрировал бензин, взятый на АЗС UP – 115C. Все остальные пробы оказались с небольшими разбросами в пределах 102-108С, что как нельзя лучше отражает стремление владельцев НПЗ обеспечить надлежащие пусковые свойства своего бензина при разумном размере потерь его на испарение и как можно меньшем риске возникновения паровых пробок в топливных системах автомобилей.
Содержание серы.
Сера, входящая в состав автомобильного топлива, при сгорании последнего соединяется с кислородом воздуха (окисляется). Возникшие оксиды серы с водяными парами образуют серную кислоту, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя.
(Справка. Это является одной из причин, по которой автомобильные масла делают с некоторым щелочным запасом).
Кроме деталей двигателя кислота разрушает все металлические поверхности системы выпуска отработанных газов и портит катализаторы. В конце концов, все это попадает в атмосферу. В соответствии с ДСТУ 4063-2001 в автомобильном бензине серы не должно быть больше 0,05%, но по 2008-й год временно допускается и вдвое большее содержание для бензинов произведенных из высокосернистой нефти. Общий принцип оценки «чем меньше, тем лучше». С большими отрывом от остальных АЗС с показателями равными нулю (ого!) лидируют АЗС Ойкос и Нефтегаз-Экойл. Больше всего серы в бензине оказалось у АЗС Лукойл (60% ПДК (предельно допустимой концентрации)). Все остальные крепкие середнячки (20-40% ПДК). Вообще из ПДК не вылетел никто.
Содержание свинца.
Из-за превышения его концентрации в бензине, растет токсичность отработанных газов, увеличиваются отложения на свечах и клапанах, «летят» катализаторы. Этому показателю тоже как нельзя лучше соответствует фраза «чем меньше, тем лучше». В пятерку лидеров по этому показателю вошли джобберы ТНК: Ойкос – 1 место (в 13 раз меньше ПДК); две заправки КЛО –3,4 места; УБ Инвест – 5 место.
Сервис:
Во время своего рейда эксперты «Института потребительских экспертиз» оценивали и общий уровень сервиса на АЗС. Критериии, которыми они руководствовались для оценки персонала, для нас остались «загадкой» да и оценкой это трудно назвать (Прим. Ред.), но все же приведем здесь их мнение.
ОККО – персонал 5 баллов, есть пылесос, подкачка шин, есть магазинчик с автотоварами, недостатки – платный туалет (сказывается близкая расположенность радио рынка), отсутствие мойки.
Нефтегаз – Экойл – персонал 5 баллов, телефон-автомат, банкомат (у других не обнаружили), есть мойка, большой магазин, туалет, подкачка шин, удобный подъезд (с проспекта Победы и ул. Борщаговской).
УБ ИНВЕСТ – персонал 5 баллов, телефон-автомат, мойка, обмен валют, туалет, подкачка шин, пылесос, недостатки – не работает магазин и кафе (в стадии постройки);
Укртатнафта – персонал 5 баллов, магазин, кафе, телефон-автомат, автоматическая мойка, подкачка шин, пылесос, туалет;
Лукойл – персонал 5 баллов, есть магазин, телефон-автомат, пылесос, подкачка шин, нет туалета;
Ойкос – самый быстрый персонал, есть магазин, телефон-автомат, недостатки – отсутствие подкачки шин, мойки, пылесоса и туалета;
UP - персонал 5 баллов, есть магазин, туалет, пылесос, подкачка шин, нет телефона и кафе;
КЛО – персонал 5 баллов, полный фарш;
Выводы:
Ситуация с наиболее популярным в столице 95-м бензином не может не радовать. ВСЕ крупные игроки на рынке розничной продажи бензина по 95 бензину показали достойный результат по исследуемым параметрам. Некоторые станции грешат небольшим недоливам, но он всё же находится в пределах погрешности раздаточного автомата, да к тому же компенсируется европейским уровнем сервиса. Отметим, что автолюбители могут быть спокойны, в феврале на исследуемых АЗС качество топлива полностью соответствовало всем нормам и было абсолютно нейтрально по отношению к их автомобилям. Если вы регулярно заправлялись на указанных АЗС, а автомеханик какую-то неполадку «списал» на качество топлива, можете смело с ним попращаться.
По содержанию серы в бензине все уложились в нормы, но тоже есть лидеры и аутсайдеры – например, у Ойкоса и Нефтегаз – Экойл уровень серы равен нулю, а вот у Лукойла – уже 60 процентов предельно допустимой концентрации. Объеясняется это различной технологией производства бензина.
В целом, конечно, столица – это не показатель для Украины. Здесь острая конкуренция, близость «проверяющего» начальства, да и обратиться « в случае чего» есть куда. А вот как обстоит ситуация регионах, и особенно на трассах, где все заправляются «транзитом»? Ведь не секрет, что для местных «шейхов» понятие собственной прибыли – это единственный критерий качества. Поэтому «Институт потребительских экспертиз» и его программа независимого мониторинга качества на заправках – это постоянно действующий проект, работа которого будет распространяться на все без исключения регионы Украины.
Очень важная вставка.
«Бензины могут быть подвергнуты контролю по намного большему количеству параметров, чем это сделали мы. Но из всего многообразия исследований мы отобрали те, результаты которых по нашему мнению, могут быть наиболее информативны для конечного потребителя. А поскольку совершенству, как известно, пределов нет на следующих этапах, мы постараемся сделать еще более очевидными некоторые важные характеристики бензина».
АЗС |
Октановое число (моторный метод) |
Фракционный состав (50% переганяется при температуре С не выше) |
Массовая часть серы, %, не больше |
Концентрация свинца, грамм на 1 дм. Куб бензина, не больше |
UP |
85.0 |
115 |
0,02 |
* |
Укртатнафта |
86.1 |
103 |
0,01 |
0,0036 |
ОККО |
86.3 |
99 |
0,01 |
0,006 |
ТНК (КЛО) |
85.3 |
107 |
0,02 |
0,0025 |
ТНК (УБ ИНВЕСТ) |
85.2 |
103 |
0,01 |
0, 0028 |
Лукойл |
86.1 |
102 |
0,03 |
0,0045 |
Нефтегаз - Экойл |
85.0 |
101 |
0 |
0,0045 |
ТНК (Окос) |
85.1 |
106 |
0 |
0,001 |
ТНК (КЛО) |
85.2 |
108 |
0,01 |
0,0016 |
Норма по ДСТУ 4063-2001 |
85 |
120 |
0, 05 |
0,013 |
Материал предоставлен «Институтом потребительських экспертиз». По всем вопросам относительно методики определения и достоверности приведенных в статье данных просим контактировать по тел: (044) 235-01-91
|