Характеристики проекта.
Участниками проекта выступили четыре стороны: предприятие «EUROCAR», Закарпатская ОДА, SKODA AUTO и «УкрГАЗбанк». По заявлению участников проекта, первоначальная стадия ( сентябрь 2001 – 2002 гг.) предполагает инвестиции в размере $15 млн., и старт производственных мощностей до 15 тыс. автомобилей в год. В первый год объем производства составит 5-7 тыс. автомобилей методом SKD-сборки. Общая площадь предприятия составляет 2,7 га, а производственные мощности размещены на площади 4230 кв. м. Строительство завода «EUROCAR» началось 23 июля 2001 года, а технический пуск был произведен уже 11 декабря. С 19 декабря началось серийное производство автомобилей.
На предприятии «EUROCAR» будет собираться вся модельная гамма автомобилей SKODA. Сначала это будет OCTAVIA и OCTAVIA COMBI, а затем (ориентировочно 2 квартал 2002 года) начнется также сборка модели FABIA, FABIA SEDAN, FABIA COMBI.
Как заявил представитель SKODA г-н Колар, с началом функционирования “EUROCAR” полностью изменится система дистрибуции автомобилей SKODA в Украине. В то же время, украинские дилеры заявляют, что изменений в системе дистрибуции не произойдет. Более того, им подтверждены заявки на прямую закупку автомобилей на Skoda.
Участник проекта «EUROCAR» заявили, что розничные цены автомобилей украинской сборки будут на первом этапе на 4-5% дешевле, чем у импортированных из Чехии автомобилей. Будет усилен контроль за соблюдением принципов SKODA для дилерских центров.
На втором этапе (2002-2004 гг.) инвестиции в производство составят до $200 млн., а производственные мощности будут увеличены до 45 тыс. автомобилей в год. Также на этом этапе возможен переход от SKD-сборки к CKD. Автомобили закарпатской сборки частично будут оснащаться местными комплектующими, соответствующими мировым стандартам качества. Предполагается, что и цена автомобилей также несколько снизиться, что позволит SKODA стать действительно «народным» автомобилем.
Сейчас на предприятии задействовано до 170 человек и введена 3-х этапная стадия контроля качества. Так, первый этап – непосредственный производственный контроль. Второй этап – контроль качества случайно отобранных автомобилей из партий. И третий – контроль со стороны SKODA отдельных автомобилей на предмет соответствия стандартам.
Преимущества проекта.
По словам, представителей SKODA, этот проект кроме сугубо автомобильного несет также и экономикообразующее значение для Украины. Ведь с началом сборки SKODA Украина получает доступ к современным технологиям. Кроме того, в процесс создания комплектующих для автомобилей местной сборки, а это основное условие развития подобных проектов, будут вовлечены все новые и новые предприятия. Так уже сейчас ясно, что в обозримом будущем украинские SKODA будут комплектоваться шинами, колесными дисками и аккумуляторами украинского производства. Кроме того, чешские и украинские партнеры “EUROCAR” неоднократно подчеркивали, что готовы и хотят работать с украинскими предприятиями.
Вторым преимуществом проекта можно назвать его абсолютную реальность. Во-первых, в планах завода значатся вполне достижимые объемы производства, ровно столько, сколько сможет потребить рынок. Более того, участники проекта подчеркивали, что в отличие от других автосборочных заводов, “EUROCAR” не будет работать на склад. Все автомобили, которые будут собираться, будут либо уже проданными, либо по ним уже такое получено подтверждение. По этой причине даже «УкрГАЗбанк» оценивает свои риски по кредитованию закупок машинокомплектов, как минимальные.
Во-вторых, проект обладает достаточными финансовыми ресурсами, что позволит ему динамично развиваться.
В-третьих, украинский партнер “EUROCAR”, на которого возложена система сбыта автомобилей – достаточно известен и обладает необходимым опытом сбыта SKODA в больших масштабах, имеет собственную дилерскую сеть и главное – обладает квалифицированным персоналом.
Подытоживая можно отметить, что финансовый и «человеческий» фактор для сборочного проекта SKODA не сыграет злую шутку, как это не раз случалось с подобными проекта на территории СНГ. И та ноша, которую берет на себя “EUROCAR” ему вполне под силу.
Кроме перечисленных факторов, к преимуществу проекта можно добавить удачное геополитическое расположение завода, что позволяет экономить на транспортных расходах, а также условия работы в СЭВ «Закарпатье». Да и сама марка SKODA для Украины давно уже стала одной из приоритетных. По итогам 9 месяцев 2001 года SKODA третья по популярности марка в Украине и первая среди производителей из Дальнего зарубежья. Она уже давно обошла по продажам DAEWOO и квартал от квартала увеличивает отрыв.
Недостатки проекта.
К недостаткам проекта можно отнести шаткую законодательную базу в области сборочных предприятий, сформировавшуюся в Украине. Буквально за несколько дней до презентации был подписан Закон №7029, регламентирующий ситуацию в автомобилестроении. В частности, были повышены пошлины на комплектующие для сборки автомобилей до 20 (!) раз. Таким образом, экономия на акцизе (согласно того же Закона от акциза освобождаются предприятия, выпускающие в год свыше 1000 автомобилей) может свестись к минимуму.
Справка AUTO-Consulting: На сегодняшний день SKODA занимает около 6% украинского авторынка и опережает таких серьезных конкурентов как ГАЗ, DAEWOO, VW, OPEL. Рост продаж за 2001 год составил около 43%.
Инф. AUTO-Consulting
|