Подводя итоги 2017 года, президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко отметил, что рынок автобусов в Украине значительно изменился. Если в предыдущие годы доля закупок техники за средства бюджетов различного уровня составляла 40-50%, то в 2017 году этот показатель достигал 80-90%. Такая структура рынка наложила свой отпечаток и на деятельность корпорации.
Большинство автобусов корпорация "Эталон" будет выпускать на агрегатах Ashok Leyland Евро-5
Корпорация «Эталон» реанимирует 2 завода и возобновляет производство автобусов уже в январе
Тем не менее, в 2017 году «Эталон» реализовала 235 транспортных средств, среди которых 190 автобусов, 40 грузовых автомобилей и 5 троллейбусов. На протяжении 2017 года заводы корпорации освоили выпуск автобусов стандарта Евро-5 и был разработан автобус Эталон А084.32 «Тюльпан» стандарта Евро-6, который может выйти на европейский рынок. Эта модель на шасси DAF CF, демонстрировалась на выставке Busworld Europe 2017 в бельгийском городе Кортрейк и вызвала интерес у потенциальных заказчиков. Теперь ее ждут сертификация и испытания, после чего «Эталон» сможет начать экспорт своих автобусов в страны ЕС.
Но пока основным рынком сбыта для корпорации продолжает оставаться Украина, а главными моделями – автобусы Евро-5 с двигателями Ashok Leyland семейства А08116, А08116Ш, А08123 и А08128. Их производство сконцентрировано на Черниговском автозаводе, где за прошлый год выпустили почти 200 единиц техники.
В 2017 году возобновило свою работу и второе предприятие корпорации – Бориспольский автозавод «БАЗ», расположенный в пгт. Пролиски. По словам Владимира Бутко, завод «БАЗ» будет перепрофилирован на установку навесного оборудования для грузовых автомобилей, а также под оборудование спецавтомобилей и спецавтобусов. Кроме того, по словам главы правления ПАО «Бориспольский автозавод» Сергея Желевского, в Пролисках начнут выполнять полный капремонт автобусов «Эталон», а также будет работать сервисный центр и центр по подготовке специалистов для дилерской сети, и учебный класс Ashok Layland.
Продолжат на «БАЗе» выпускать и автобусы, но в небольших количествах и в спецверсиях. Как отметил президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, в прошлые годы спрос на наши автобусы был такой, что мы могли загрузить работой два предприятия. Кризис и падение рынка привело к тому, что пока достаточно одного автобусного завода, а «БАЗ» изменит специализацию.
Кроме того, уже в феврале 2018 года на украинский рынок выйдет сразу три новинки в сегменте грузовых автомобилей. Так, будет представлен грузовик полной массой 3,5 т – конкурент «ГАЗели», а также модели полной массой 7,2 т и 12 т. «Бориспольский автозавод» анонсирует создание собственного пожарного автомобиля с двухрядной кабиной, который может прийти на замену ЗИЛ-130 (АЦ-40) в подразделения Государственной службы по чрезвычайным ситуациям. Также «БАЗ» уже показал военным полноприводный грузовик Tata с колесной формулой 4х4 и грузоподъемностью 2,5 т, который может стать заменой в армии ГАЗ-66.
В сегменте автобусов корпорация «Эталон» анонсировала создание собственного 12-метрового городского автобуса. Он будет создан на агрегатах Ashok Leyland стандарта Евро-5 с задним расположением двигателя и полностью низкопольной конструкцией. Кроме того, «Эталон» активизируется и в сегменте городских 8-9-метровых автобусов.
«Мы немного прогадали и вовремя не представили доступную городскую модель и позволили нашему конкуренту целый год спокойно гулять на рынке», - подчеркнул Владимир Бутко. «Но в 2018 году этого уже не будет. Мы намерены очень активно конкурировать в сегменте городских моделей и занять свои положенные 25% рынка».
Еще одно направление, в котором будет развиваться корпорация «Эталон» - это выпуск троллейбусов. За 2017 год было выпущено и поставлено городу Чернигов 5 троллейбусов. «Мы могли бы выпустить и 50, и 60 троллейбусов, ведь цена троллейбуса «Эталон» - эквивалент 133 тыс. евро - самая доступная из существующих моделей на рынке. Но почему-то украинские города упорно закупают технику белорусского производства МАЗ и БКМ, которая дороже нашей. Казалось бы, система Prozzoro должна была защитить от таких случайностей, но на практике все происходит не так. В тендерной документации предусматривают такие требования, чтобы им соответствовал лишь один производитель. А нас под разными предлогами просто не допускают к тендерам», – возмущен Владимир Бутко. «Вот типичный пример – на одном из последних тендеров появилось условие, чтобы троллейбус имел автономный пробег 15 км. А такой большой автономный пробег есть только у одного производителя и стоит такая машина намного дороже. В итоге, город вместо 5 единиц смог закупить лишь 4 троллейбуса, но зато у них самый большой автономный пробег. А вот стало ли от этого легче пассажирам?» - резюмировал президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко.
Но уже в 1 квартале 2018 года и у троллейбусов «Эталон» будет автономный пробег 20 км. Притом, такую модернизацию сейчас создают с помощью украинского производителя. И такой троллейбус продемонстрируют уже в следующем году.
Вот так, корпорация «Эталон» собственными силами выходит из кризиса, преодолевая трудности и барьеры, разрабатывая и выпуская новую технику и создавая рабочие места в Украине.
Корпорация «Эталон» подвела итоги 2016 года и представила новый автобус
|