Мюлуз, Мюлхаузен или Мюлуза – так называют этот французский город в Эльзасе. Здесь расположено одно из 5 крупнейших промышленных предприятий Франции – автомобильный завод PSA Peugeot Citroen. Его площадь – 320 гектаров. Французы говорят, что если очертить круг с радиусом в 600 км, в центре которого будет Мюлуз, получится регион, где производится 85% ВВП всей Европы.
На предприятии PSA в Мюлузе делают 1100 авто в день. И в прошлом – 2012 году с конвейера этого завода сошло 225 000 автомобилей. Более 60% продукции ушло на экспорт.
Осенью 2012-го в Мюлузе начали производство популярного хэтчбека Peugeot 208, а с февраля 2013-го – ставшего не мене популярным в Европе кроссовера Peugeot 2008. Настолько популярного, что для нового кроссовера освободили большую часть производственного цикла. Сегодня с конвейера в Мюлузе сходят только 3 модели: Citroen C4, Citroen DS4 и Peugeot 2008. Одна сборочная линия – для обоих моделей Citroen, вторую - полностью отдали под Peugeot 2008. Из 1100 авто, которые ежедневно сходят с конвейера предприятия, больше половины – 620 шт. – это Peugeot 2008. Из-за повышенного спроса на эту модель, для ее производства специально организовали 2 смену, увеличив выпуск авто с 310 до 620 штук в день.
А еще, как сообщил AUTO-Consulting специалист завода по связям с общественностью Филипп Кельбе, в Мюлуз делают гибридный задний привод для люксового Peugeot 508 RXH. Его начнут продавать в Украине в феврале 2014-го, а AUTO-Consulting тестировал 508 RXH в прошлом году во Франции.
Гибридный Peugeot 508 RXH начнут продавать в Украине с февраля 2014 года. Объявлена цена
Тест-драйв Peugeot 508 RXH: экономим деньги или бережем природу?
Штамповка
Поскольку завод PSA в Мюлузе – это производство полного цикла, для автомобилей оно начинается со штамповочного цеха. Перед ним стоит памятник старому прессу, который использовался на заводе три десятилетия - в 1972-2002 годах.Для сравнения, на АвтоВАЗе такие прессы до сих пор еще работают
Сейчас оборудование здесь – одно из самых современных в Европе. Например, многофункциональный автоматический пресс AIDA. К слову, подобный есть и на украинском ЗАЗе Его установили в 2011 году, стоимость - 17 млн евро. Пресс автоматически делает сразу несколько операций. Не только вырубку детали, а и придание ей необходимого объема.
К прессам подвозят рулоны листовой стали, из которых делают как кузовные панели, так и более мелкие детали. Одна такая катушка может весить до 22 тонн, а работники, имеющие дело с этими рулонами, работают в специальных перчатках, которые меняют каждые 2-3 часа. Они рвутся об острые стальные края. Но ручная работа – редкость в штамповочном цеху. Ее – не более 10%, остальное делают роботы и автоматы.
Новые роботизированные автоматические размотчики Saronni сами берут металлические рулоны, разматывают их в стальную ленту и подают в пресс. На выходе получаются практически готовые части будущего автомобиля. Условно их можно разделить на две категории – видимые (те, что находятся снаружи) и не видимые (упрятанные внутри авто). Понятно, что видимые (детали кузова или наружной отделки, например) должны иметь особенно хороший внешний вид. Пресс AIDA выдает новую деталь каждые 2 секунды или 1500 в час. Причем, не только для моделей Peugeot и Citroen, которые собирают в Мюлузе, а и для других предприятий PSA.
Обычно прессы, которых в цеху 17, выпускают серии по 1500-1800 деталей, после чего переходят к выпуску другой номенклатуры. Чтобы заменить пресс-форму на автоматическом прессе достаточно 15 минут. На прессах более старых конструкций – до 45 минут. Раньше (10 лет назад) подобная операция занимала до 2 часов.
Металл в Мюлуз доставляют 6 поставщиков из Франции, Германии и Бельгии. Завод потребляет примерно 600 тонн стали в день. Благо географическое положение Эльзаса и близость Рейна делают логистику удобной. Всего у предприятия в Мюлузе – 650 поставщиков. 210 из них находятся в Эльзасе.
Что касается кроссовера Peugeot 2008, который делают на заводе в Мюлузе, у него 60% французских комплектующих, 92% деталей – европейского производства и около 1% - китайского (электронные компоненты). Не говоря уже о самом Эльзасе, который раньше считался немецкой территорией. Можно сказать, что французский автомобильный шарм имеет интернациональные корни
Под полом штамповочного цеха находятся конвейеры, увозящие на переработку остатки стальной ленты, с которой уже поработали прессы.
Отштампованные части кузовных деталей сортируют и отправляют в сварочный цех. Тут роботы соединяют их в «пазлы», из которых на сборочном конвейере соберут автомобиль.
Но сначала кузовную заготовку окрасят в покрасочном цеху. И отправят на конвейер в цех навесного оборудования.
Цех роботов
Цех навесного оборудования работает под заказ, комплектуя каждый автомобиль индивидуально. Поэтому, тут трудятся 1000 роботов-манипуляторов, движения которых напоминают о фильме «Трансформеры» и 1000 работников, которые их обслуживают. Тут одновременно может происходить и сборка, и сварка. Например, дверей. А кузовные детали соединяются с точностью до одной десятитысячной доли миллиметра. Соблюдение этого допуска контролируется лазером. Общая длина конвейера в цеху навесного оборудования – около 3 км.
Чтобы собрать кузов Peugeot 2008 требуется 1200 элементов, которые крепят в 4500 точках сварки. На это уходит около 2,5 часа. Именно столько кузов находится на линии.
От начала процесса производства кроссовера Peugeot 2008, до его выезда в готовом виде с конвейера завода в Мюлузе проходит около 15 часов.
Надо отметить, что у кроссовера Peugeot 2008 с хэтчбеком Peugeot 208, столько же общего, как, например, у 3008 и 308-го «пыжика». И это хорошо видно на заводе. По заводской производственной документации у 208 и 2008 только около 60% общих деталей. Остальные – индивидуальны. И эту индивидуальность автомобиль приобретает в цеху окончательной сборки. Здесь на сборочном конвейере кузов «фаршируют» необходимым оборудованием, ставят на шасси и монтируют мотор и КПП.
Окончательная сборка
Это самый интересный участок завода. Ведь именно здесь, если пройти конвейер от начала до конца, прямо на глазах появляется новый автомобиль. Он проводит на сборочном конвейере 7 часов.
Но, перед поставкой на сборочный конвейер, у будущего авто снимут двери (для экономии места). Они, на транспортере, проходящем под потолком цеха, уедут вверх. А после того, как будут проделаны все необходимые операции, двери вернутся к своему кузову и их опять навесят на последнем этапе сборки.
Время от времени в цеху звучит музыка. Но никто не танцует Это сигнал остановки конвейера и извещение о какой-то возникшей проблеме. Чаще всего остановка конвейера происходит от монотонности труда, которая притупляет внимание. Поэтому, сборочные бригады одновременно работают на 2-3 операциях и регулярно переходят с одной на другую. Меняются по нескольку раз в день, работая примерно по 2 часа на каждом участке.
На протяжении всего сборочного конвейера будущий автомобиль проходит 2000 точек контроля. Кроме того, каждую неделю 2 случайно выбранных Peugeot 2008 полностью разбирают, чтобы досконально проверить соответствие всех скрытых от наружного осмотра этапов технологического процесса.
Отдельный пункт проверки – тропический душ, который подтверждает герметичность кроссовера. А также – проверочная обкатка на собственном заводском треке. На трек попадает 5-10% случайной выборки, сошедших с конвейера новеньких Peugeot 2008. К слову, когда корреспондент AUTO-Consulting был в Мюлузе, с конвейера съезжали 2008-е как с левым, так и с британским правым рулем.
Как работается
Предприятие в Мюлузе – крупнейший в Эльзасе работодатель. Тут трудится около 8000 человек 38 национальностей, 70% из которых – на производственном участке. В цеху штамповки они работают в 3, а в других цехах – в 2 смены. Смена длится по 7 часов 5 дней в неделю.
Работа на сборочном конвейере только на первый взгляд кажется размеренной и неторопливой. На самом деле – это педантично спланированный напряженный труд. Даже не смотря на то, что благодаря «воздушной подушке» каждый рабочий может подстроить под себя высоту собираемого авто, чтобы было удобно производить все операции. А обманчиво легкие движение – результат специальной подготовки. На заводе работает специалист по кинезотерапии, который проводит тренинги с рабочими, обучая их рационально двигаться, равномерно распределять вес и силы и правильно дышать. Так что интенсивность труда – большая. Но и зарплата у работников завода не маленькая.
Минимальная зарплата на подобных предприятиях во Франции – 1200 евро. Как сообщил AUTO-Consulting специалист по связям с общественностью предприятия Филипп Кельбе, на заводе PSA в Мюлузе минимальная зарплата составляет 1800-1900 евро (со всеми надбавками и 13-й зарплатой). На заводе действует система материального стимулирования сотрудников. В частности, рабочие участвуют в финансовых результатах предприятия. И в конце года, по типу нашей 13-й зарплаты, между ними распределяется часть прибыли.
Плюс – улучшить финансовое положение всегда можно благодаря традиционной для Peugeot заводской программе бонусных продаж для сотрудников. В течение года каждый работник имеет право приобрести до 4 автомобилей со скидкой от 15 до 25%. А через полгода сотрудник может кому-нибудь продать свой бонусный автомобиль. Хорошая идея для ЗАЗа Чем работники предприятий PSA с удовольствием пользуются. Недаром заводы PSA часто называют самыми крупными дилерскими центрами компании. Особенно, по продаже моделей в богатых комплектациях.
На пенсию с предприятия в Мюлузе идут в 60 лет. И мужчины, и женщины. И до этого момента дорабатывают многие. Хотя, по внутризаводским правилам имеют полное право стать пенсионерами с хорошим обеспечением уже в 57-58 лет.
В заключение надо сказать, что кроссовер Peugeot 2008 уже прошел сертификацию в Украине. Буквально на следующей неделе на него станут известны цены, а AUTO-Consulting опубликует тест этой новинки, которая за короткое время успела войти в хиты продаж Западной Европы. Забегая наперед лишь скажем, что хитом Peugeot 2008 стал вполне заслужено.
Инф. AUTO-Consulting
Киев-Мюлуз-Киев
Благодарим «Пежо Украина» за помощь в организации репортажа
Кроссовер по погоде. Подробности о новейшем Peugeot 2008
|