Перейти в разряд музейных экспонатов – с одной стороны почетно, с другой – означает «встать на прикол» на каком-нибудь стенде. Для автомобилей последнее (не смотря на почет и уважение) – фактически окончание пути. Конец трассы, пожизненная парковка. Однако, оказывается есть место, которое по некоторым признакам можно было бы назвать автомобильным раем.
Находится оно в самом маленьком регионе Франции Франш-Конте, расположенном на востоке страны. А точнее – в небольшом городке Сошо (Sochaux). Добраться сюда из Парижа можно всего за несколько часов на поезде, который разгоняется до 320 км/ч. Такие поезда, к слову, делают в этом же регионе. Здесь же 200 лет назад родилась автомобильная промышленность Франции, когда 25 сентября 1810 года братья Пежо основали компанию Peugeot.
Компания льва
Сотрудники музея в Сошо утверждают, что первый во Франции штраф в 5 франков был выписан за превышение скорости в 1892 году владельцу автомобиля Peugeot. За рулем была женщина - неизменное французское «cherchez la femme».
В то время на капотах автомобилей Peugeot еще не было знаменитого льва. Хотя, по хранящимся в музее документам, право на использование образа царя зверей, компании Peugeot принадлежит с 1858 года.
В середине XIX века Peugeot выпускал инструменты, и зубы хищника символизировали его остроту, а когти – прочность. Но льва ставили только на самом хорошем инструменте. Там, где его не было, качество стали было ниже. В зависимости от уровня изделия, использовали клеймо с изображение белки, слона и других животных. Лев украшал только, как теперь модно говорить, товар премиум-класса.
На автомобиле эмблема со львом впервые появилась в 1934 году. С тех пор она неоднократно менялась. Одно время в моде были даже статуэтки, по типу оленя на «Волге» или ягуара на Jaguar. Но львиные головы служили не просто украшением. Поворотом статуэтки открывалась или запиралась крышка капота.
Последнее обновление французского льва произошло 8 января 2011 года. А первым автомобилем, который получил новую эмблему, стало яркое купе Peugeot RCZ.
Нулевой вариант
Отдельную большую экспозицию музея в Сошо можно было бы сформировать из технических находок, которыми инженеры Peugeot неизменно снабжали модели компании. Например, в Peugeot утверждают, что они первыми стали использовать приемы, популярные ныне в тюнинге. Так, фары, спрятанные за решетку радиатора для улучшения аэродинамики автомобиля, были в модели Peugeot 402 еще 1936 году. В ХХ веке эту «фишку» переняли и выдавали за собственное изобретение некоторые строители хот-родов.
Еще одно техническое новшество, благодаря которому в XXI веке появился новый класс автомобилей, Peugeot начал применять на своих моделях в первой половине века ХХ-го. Речь идет о складной жесткой крыше, благодаря которой стали серийно выпускать купе-кабриолеты. Купе со складным жестким верхом в Peugeot делали еще в 1935 году. Причем, крышу складывал электромотор. Вручную надо было только отстегнуть/застегнуть замки крепления. Стоящая в музее модель Peugeot 401D Coupe transformable по красоте может запросто потягаться с современными гламурными авто.
Для облегчения веса автомобиля и уменьшения потребления топлива (о чем ныне пекутся во всем мире), Peugeot, еще в 20-е годы прошлого века делал пользующиеся популярностью модели, двери которых представляли собой обтянутые кожей деревянные каркасы. Как говорится, дешево и сердито. Автомобиль с кожаными дверями Peugeot 177M пользовался такой популярностью, что стал первой моделью компании, тираж которой превысил 10 000 экземпляров. Кстати, на авто с деревянными частями кузова впервые применили противоугонное устройство – блокировку баранки.
Самая распространенная «хитрость» Peugeot - кнопка отпирания багажника, расположенная внутри ноля, обозначающего модель. Ноли в названии своих авто компания Peugeot запатентовала. Говорят даже, что когда в Porsche планировали выпуск модели с названием «901», в Peugeot запротестовали. И немцы переименовали новинку в «911».
В нумерологии Peugeot первая цифра – это название модельного ряда, последняя – поколение модели. Собственно ноль используется для разделения и смысловой нагрузки не несет. Хотя, когда Peugeot начал выпуск полноприводных авто, основным отличием их названия стало использование второго разделительного нуля.
Один из самых свежих нолей в музее – на роскошном концептуальном Peugeot 907, который тоже ездит. Такой модели позавидует любой самый именитый производитель. Неплохое будущее, если его удастся воплотить в жизнь без кардинальных изменений.
Украинский след
Для городка Сошо с населением около 4 тысяч жителей автомобильный музей Peugeot – явление, далеко выходящее за местечковые рамки. Он - основная достопримечательность промышленного туризма всей Франции, и сюда ежегодно приезжают сотни тысяч автолюбителей. С момента открытия в 1988 году в музее Peugeot побывало почти два миллиона гостей.
В музее числится 1200 авто разных времен. Но их состав и количество постоянно меняются, поскольку многие знаковые для Peugeot модели путешествуют по миру. Исторические модели ездили из Сошо и в Украину, чтобы создавать настроение на открытии официального представительства Peugeot в нашей стране.
Но самое интересное для посетителей, что музей в Сошо – живой. Здесь можно не только осмотреть коллекцию, но и побывать в действующей реставрационной мастерской, где восстанавливают до ходового состояния даже очень старые автомобили. А чем плохо - прокатиться в одном из легендарных автомобилей Peugeot. Практически все экспонаты музея на ходу. Иллюзию погружения в прошлое усиливают датчики движения, которые стоят возле некоторых стендов. Когда посетители приближаются к автомобилю, включается музыка, соответствующая периоду его выпуска.
Посетители музея могут побывать и на действующем заводе Peugeot – самом крупном промышленном предприятии Франции. Он производит автомобили с 1921 года, а первый цех был построен в 1912 году – почти 100 лет назад. Все это время предприятие поддерживает экономическую стабильность в регионе. Не случайно, после Второй мировой войны деньги на восстановление главного завода Peugeot собрали дилеры марки.
Сейчас сам этот завод полушутя называют самым мощным дилерским центром Peugeot по продаже автомобилей. Ведь каждый из работников раз в год имеет право на скидку на покупку авто. Люди этим пользуются и с небольшой маржой перепродают собственноручно собранные автомобили.
Наши земляки - украинцы отметились даже в Сошо. Точнее – они участвовали в написании европейской и мировой автомобильной истории. В начале прошлого века на заводе Peugeot в Сошо работало несколько бригад эмигрантов из Украины. Они жили в небольшом отдельном общежитии, которое до сих пор сохранилось в городке. Сейчас здесь ветеринарная клиника. Но самое удивительное, что в Сошо и сейчас живут потомки этих рабочих – внуки и правнуки. Одна из них – Дельфина – работает смотрителем в музее Peugeot и достаточно хорошо разговаривает по-украински.
Так что для посетителей из Украины автомобильный музей в Сошо оказывается особенно живым.
Киев-Сошо-Киев
|