Украинской автомобильной прессе исполнилось 102 года
рейтинги ЗМІ | Опубліковано - 2016-01-19 15:36:17 (155001 разів прочитано)
Как сообщает AUTO-Consulting, украинская автомобильная журналистика имеет очень давние традиции и историю. На днях исполнилось 102 года с выхода первого автомобильного журнала в Украине. В январе 1914 года вышел в свет первый номер одесского журнала "Южный Автомобилист".
Хотя несколькими месяцами ранее в Киеве начали издавать журнал "Автомобильная жизнь и авиация", который уже весной 1914 года стал официальным печатным органом Киевского автоклуба. Именно эти два издания и стали первыми автомобильными СМИ на территории Украины.
Притом, как отмечает AUTO-Consulting, появление отдельного автомобильного журнала в Одессе вовсе не случайно. Одесса - стала первым городом в Украине, где вообще появился автомобиль не только в Украине, но и во всей Российской Империи. Произошло это в 1891 году, а первым владельцем авто стал редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Он привез в Южную Пальмиру невиданный до тех пор транспорт - автомобиль марки «Панар-Левассор».
Как отмечает AUTO-Consulting, произошло это всего через 5 лет, после того, как Карл Бенц вообще изобрел первый в мире автомобиль. Вот такой прогрессивной страной на то время была Украина.
Правда, самого слова «автомобиль» на тот момент еще не было. Диковинные транспортные средства как только не называли: «самоход», «самокат», «автопер», «автогон», «мотор», «механический экипаж», "циклонет" и другие. Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные «безлошадные экипажи» с двигателем внутреннего сгорания.
Вторым человеком в Одессе, у кого появился автомобиль, был летчик Уточкин.. Сергей был активным членом веломоторного двора, он поднимал не только авиацию, но и весь этот "автомобильный задор и энтузиазм". Брат Николай, уехавший в Монте-Карло, выиграл там большую сумму и купил в подарок Сергею трицикл-автомобиль на трех колесах, а позже Уточкин приобрел настоящий "ольтемобиль".
В Киеве автомобили появились уже после Одессы. Газета «Киевлянин», 30 июня (12 июля) 1897 года писала о том, что:
Большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в действие скрытым в нем керосиновым двигателем.
Показательно, что в Киеве автомобили появились на 2 года раньше, чем в Москве.
Еще одним из пионеров автомобилизации стал Львов. Здесь первый автомобиль появился в том же 1897 – как и в Киеве. Это был Бенц Виктория. Его за 4000 золотых марок купил галицкий нефтяной магнат Казимеж Одживольский. Уже тогда в Галиции было официальное представительство фирмы «Бенц».
По данным AUTO-Consulting, автомобильный рынок в Украине начала XX века рос просто гигантскими темпами. Так, в Одессе на 1904 год было зафиксировано 47 авто, то уже к 1912 году их было 238 единиц. В Киеве в 1912 году было автомобилей меньше - 166 штук, но уже буквально через год автопарк уже удвоился и достиг 328 штук (+100 штук было в Киевском военном округе).
Конечно, такой темп роста затребовал и специализированные СМИ. Только в Киеве на тот момент было представлено около 60 автомобильных брендов. К примеру, на выставке 1913 года был целый автомобильный павильон, в котором принимало участие 20 автомобильных фирм. Сенсацией той выставки стал дебют автомобиля с электрическим стартером на американском авто Case. Но и других новинок тоже было предостаточно.
В конце 1913 года в Киеве начинают издавать журнал "Автомобильная жизнь и авиация", а в январе 1914 года в Одессе выходит журнал исключительно про автомобили - "Южный Автомобилистъ" тиражем в 3 тыс. экземпляров. Присутствовала в Украине тогда и общероссийская автомобильная пресса - журналы "Автомобиль", "Мотор", "Автомобилист", а в последствии и журнал военного ведомства "Самоходъ", который издавался вплоть до 1917 г.
После революции 1917 года положение автомобильной прессы резко ухудшилось - покупателям было уже не до автомобилей. По всей стране закрывались автосалоны и автомобильные клубы, прекратили выходить и украинские автожурналы. На долгие годы в информационном пространстве воцарился мрак.
И только в апреле 1928 года в Москве появляется первый номер журнала "За Рулем", который в небольших количествах попадал и в Украину. Спустя год в Харькове тоже начали издавать журнал "Авто та шляхи", который вполне можно считать автомобильной пресой и рассказывал он о событиях в Украине. Правда, просуществовал он не долго и вплоть до 1989 года "За рулем" был единственным автомобильным журналом, издаваемым в СССР.
После развала Союза и обретения независимости, в Украине вновь расцветает собственная автомобильная журналистика. В начале 90-х начинает выходить журнал "Сигнал", MotorNews, газета "Автопрофи", "Автомобиль", "Автомаркет", в последствии появляются журнал "Автоцентр, а уже в 2000-х - украинские редакции "За рулем", "АвтоМир", "Авто Ревю".
В 2000-х годах начинают работать автомобильные интернет-сайты, которые быстро становятся ежедневным источником информации для автомобильной аудитории. Одним из первых, в 2000-м году в Украине в формате автомобильного online-СМИ начал работу www.autoconsulting.ua (АВТО-Консалтинг), в последствии количество автомобильных сайтов ежегодно увеличивалось в несколько раз.
Как видим, автомобильная журналистика в Украине имеет давние традиции и уже 102-летнюю историю. Автомобиль, как и в начале XX века, востребован и информация о нем по-прежнему актуальна.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.