Пока в арсенале Ford не так уж много факторов, чтобы вновь вернуть любовь дальнобойщиков (а это очень консервативные покупатели). Да и на рынках Западной Европы Ford Cargo пока не слишком распространен, хотя в гамме уже есть двигатель Евро-5. Но в Ford Trucks решили брать Европу с флангов, и активно расширяют свое присутствие в странах Восточной Европы, СНГ, Северной Африки и Азии, а когда появится двигатель Евро-6 (предположительно 2016 год), тогда и начнут массированно штурмовать Старый Свет. К тому же, на Ford Otosan постоянно расширяют модельную гамму и с каждым годом осваивают все новые сегменты техники, постепенно отбирая «ниши» у конкурентов.
Сейчас завод Ford Otosan в Турции выпускает 10000 грузовиков в год и по объемам является скорее локальным производителем. Тот же КАМАЗ ежегодно делает в несколько раз больше грузовиков. Но уже скоро все изменится, - уверяет исполнительный директор Ford Otosan Эмра Думан (Emrah Duman). Предприятию отведена ключевая роль на рынках Европы, Азии и Африки. В рамках стратегии глобального бренда такой же модельный ряд Ford будет производиться на бразильском заводе. Именно это предприятие будет обеспечивать рынки стран западного полушария.
Рецепт экспансии – простой, его уже опробовали на коммерческих фургонах Transit.
Напомним, что именно завод Ford Otosan получил эксклюзивное право на производство коммерческих фургонов Transit и Transit Connect для всей Европы. В Турции их ежегодно выпускают по 350 тыс. штук, из которых львиная доля идет на экспорт. Показательно, но в данном предприятии Ford принадлежит всего 41% акций, еще 41% контролирует Koc Holding фактически одна семья, а остальные акции свободно вращаются на бирже. Откуда же такое доверие?
Завод Ford Otosan
Все дело в истории отношений. Предприятию Ford Otosan уже более 50-и лет, сборку грузовиков F600-й серии здесь начали еще в 1960 году. С тех пор в Турции выпустили более 175 000 единиц техники Ford. Но настоящий рассвет завод получил лишь с 2005 года, когда было принято решение развивать турецкое предприятие для экспансии легкотоннажной и грузовой техники Ford по всему миру. Суммарные инвестиции в новые производства составили 250 млн. евро.
Вокруг завода появились вспомогательные производства, а также заводы по производству двигателей, трансмиссий, шасси и ряда комплектующих. Вместе с тем, Ford Otosan использует успешный опыт именитых западных брендов, в сборке своих автомобилей привлекая оригинальные комплектующие мировых производителей (коробка передач ZF, мосты Arvin Meritor, ретардеры Telma, топливную аппаратуру Bosch). Кроме того, именно в Турции появился инжиниринговый центр, где разрабатывают новые модели грузовиков силами 1000 инженеров и конструкторов.
Ключевой завод Ford Trucks в Инону занимает территорию в 1100 га, но непосредственно производственные помещения имеют площадь в 76,5 тыс. м2. Остальная часть – полигон для испытаний и зеленая зона. Мощность завода после реконструкции – 10000 грузовиков в год, 65000 двигателей, которые отправляют, в том числе, и на соседний завод Ford в Коджаели, где выпускают Ford Transit.
Новый план сработал: в 2011 году завод был практически полностью загружен и выпустил 9236 грузовиков Cargo.
В ближайших планах завода – через пять лет продавать 5000 грузовиков на экспорт, сообщил AUTO-Consulting исполнительный директор Ford Otosan Эмра Думан. Главные рынки сбыта для нас - это Россия, страны СНГ, Восточная Европа, Северная Африка и Ближний Восток.
Визит на завод в Инону мы начали с моторного производства, притом здесь делают как моторы для Ford Transit, так и 7,3- и 9-литровые Ecotorq для Ford Cargo. Правда, их собирают на параллельных линиях.
Традиционно для моторных производств, многие операции выполняются вручную, но здесь работают маститые сборщики. Тут же в цеху есть испытательные стенды, куда отправляют на исследования моторы из каждой партии. Каких-то особых систем качества мы не заметили, но судя по информационным сводкам в цеху, процент брака здесь не выше европейских показателей.
Более зрелищным оказался участок сборки грузовиков, куда стекаются окрашенные кабины, только что собранные моторы и окрашенные рамы. Традиционно, как для грузовых предприятий, сначала оснащается рама, на которую навешивают мосты Meritor, подвеска, баки и т.п, а затем уже устанавливают двигатель и КПП ZF, после чего на шасси ставят уже подсобранную кабину.
Сборка кабин идет параллельно линии шасси, и на нужном посту обе нитки пересекаются. Ничего сверхестественного на Ford Otosan мы не заприметили, но он по-своему уникален. Ведь здесь фактически организован полный цикл производства от листа металла до готового грузовика, включая моторное производство. Оптимизированная логистика – это также элемент снижения себестоимости. Во время нашего визита завод был загружен работой. Да и стоянка готовой продукции была заполнена под завязку – значит, план наращивания экспорта действует.
Чем будет брать Ford Cargo?
Если раньше Ford Cargo был представлен только стандартным бортовым грузовиком и тягачем с 7,3-литровым мотором в 260 л.с., то сейчас «линейка» уже включает 9-литровый двигатель мощностью 320, 350, 360 и 380 л.с., в исполнениях Евро-1, Евро-3 и Евро-5. В ближайшее время завод запускает новый флагман - тягач FORD Сargo 1846Т в исполнении Евро-5 с мощностью 460 л.с. Буквально за последние 2 года на рынок вышло с десяток новых версий, среди которых новый тягач 4х2, бетоновоз 8х4, самосвалы 6х4 и 8х4, в том числе и в сверхтяжелом исполнении, целая плеяда миксеров и фургонов.
Ford Cargo сейчас представлен в трех основных исполнениях: дорожный грузовик с колесными формулами 4х2, 6х2 и 8х2, спецтехника в исполнениях 4х2, 6х4, 8х2, 8х4, в том числе и «тяжеловозы». На полигоне нам демонстрировали как лихо перегруженный 51-тонный 6х4 и 56-тонный 8х4 штурмуют 40%-ый подъем. Но не менее зрелищно прошла демонстрация новой тормозной системы Z-Cam, которая позволяет остановить и зафиксировать перегруженный по всем мыслимым и немыслимым нормам самосвал на крутом спуске.
И третье направление – это седельные тягачи 4х2, которые доступны с тремя исполнениями кабин (дневная, со спальником и высокая с 2 спальными местами).
Как отмечает Георгий Гогинадзе, генеральный директор автомобильного холдинга АВТЕК (эксклюзивный дистрибьютор торговой марки FORD Cargo в Украине) : «Сейчас главный козырь Ford Cargo – это сбалансированное соотношение цены и качества. Он дешевле любого другого европейского грузовика, но при этом выгодно отличается качеством от автотехники производства СНГ. Украинским перевозчикам порой трудно найти технику с ценой дешевле, чем у европейской «семерки», не потеряв при этом в качестве, возможности оперативного сервисного обслуживания и доступности запчастей.
Те же, кто начал работать с Ford Cargo, возвращаются к нам за следующими машинами, поскольку уже 5 лет на рынке мы не только эксклюзивный импортер техники, но и обеспечиваем сертифицированный сервис и оригинальные запчасти в наличии. Ford Cargo успел себя неплохо зарекомендовать как в аграрном секторе, так и на магистралях, и в строительстве. Ценовая политика у Ford Cargo сейчас очень привлекательная, и у него большие перспективы на украинском рынке».
Инф. и фото AUTO-Consulting
Киев-Стамбул-Киев
Редакция благодарит автомобильный холдинг «АВТЕК» за помощь в организации поездки на завод FORD
Секреты экономического чуда турецкого автопрома
|