Каким был автосервис в Киеве до 90-х годов прошлого века
дилерська мережа | Опубліковано - 2022-02-19 10:01:12 (8350 разів прочитано)
AUTO-Consulting продолжает цикл исторических публикаций об автомобильной эпохе в XX веке. Сегодня мы расскажем о том, каким был автосервис в Киеве, где обслуживали свои автомобили киевляне и почему слово "гараж" в начале века имело совсем другое значение.
С появлением первых автомобилей в городе возникла и необходимость их ремонта и обслуживания. Притом качественного, поскольку первые автомобили ломались часто и специалистов по их ремонту было очень мало. Первые киевляне-автомобилисты ремонтировали свои автомобили ...в гаражах. Да, да, только не в собственных, а в специализированных. Слово "гараж" в начале ХХ века означало то же самое, что сейчас автосервис. А самый крупный "Центральный гараж" располагался на самой автомобильной улицу Фундуклеевской (сейчас ул. Богдана Хмельницкого).
Спектр услуг Центрального гаража в те годы полностью соответствует услугам нынешних СТО. И даже больше, здесь уже тогда мыли авто даже теплой водой. Сюда заезжал даже царский автомобиль Delaunay-Belleville Николая-II, во время его визита в Киев в 1915 году.
С приходом советской власти автосервис для населения исчез. Гражданам не положено было ездить на персональном авто за редким исключением. Но ремонтировать автомобили было нужно, поэтому появляются вот такие гаражи для ведомственного транспорта. Примерно так они выглядели вплоть до 50-х. Обычно их располагали на заднем дворе предприятий и автобаз. На фото ремонт авто во время немецкой оккупации.
Перед войной 1941 года в Киеве создают и первую станцию технического обслуживания автомобилей ГАЗ М1 и первый авторемонтный завод. Фактически - это и были первые в Киеве предприятия автосервиса уже во времена советской власти. Но обслуживали они только государственный транспорт, опять же за редкими исключениями.
После войны автомобилей в Киеве заметно прибавилось. Но только в 60-е годы для хранения частного автотранспорта начинают появляться первые ГСК - гаражно-строительные кооперативы. И вот там и происходил сервис и ремонт частных автомобилей. Владельцу авто в те годы необходимо было иметь навыки механика, ведь ремонтировать авто приходилось самостоятельно. В крайнем случае помогут соседи по гаражу.
Фото Н. Козловского из журнала «Огонек»
Особым шиком был гараж во дворе. Но такое счастье удавалось оформить не многим. Гараж становился не только местом хранения авто, но и складом, СТО и местом общения для мужиков. Женщин в эту обитель старались не пускать.
Ведомственный сервис был в гораздо лучших условиях. Для обслуживания государственных автомобилей появляются целые линии в таксопарках и автобазах. Они в первую очередь снабжались запчастями. Но и тут процветала коррупция, а дефицитные детали перекочевывали к частникам. Так осуществлялся баланс спроса и предложения.
В таксопарках организация ремонта авто была выполнена уже по науке, с отдельными постами и полностью укомплектовано всем оборудованием. Здесь же простые граждане доставали и дефицитные запчасти, которых невозможно было купить в автомагазине. Мастера таксопарков - были очень важными знакомыми для любого владельца частного автомобиля.
И только с появлением ВАЗа и с подачи итальянцев, в Киеве в 70-е появляется система фирменного автосервиса. Не скажу, что он был цивилизованный, как сейчас у других марок, но это была первая попытка создать СТО для нормального обслуживания населения. Правда, в эту хорошую идею вмешался наш менталитет.
Это фото СТО-3 в Голосеево. В 70-е она специализировалась на ВАЗах. Попасть сюда с улицы было не реально, нужно было записываться в многодневную очередь и ждать появления запчастей. Но хрустящая купюра в карман мастеру-приемщику моментально меняла ситуацию. Все, вдруг, волшебным образом начинало появляться. В 80-е СТО-3 переехала на Столичное шоссе, а в Голосеево автосервис перепрофилировали на сервис ЗАЗа.
К 80-м в Киеве было всего-то 7 СТО. Телефоны сотрудников этих СТО были в записных книжках лучших людей города, и им звонили заискивающим голосом даже партийные функционеры, директора универмагов или мясокомбинатов.
Попасть туда с улицы было не просто, а входным билетом была 25-рублевка "сверху". Иначе сдав авто на ремонт, можно было затем обнаружить другой карбюратор или шины - "жадных" тут наказывали по-своему. Но даже с такими правилами - это были первые попытки организации автосервиса для населения. До этого авто приходилось ремонтировать самому или искать знакомых автомехаников.
Простым гражданам с обычными зарплатами приходилось все делать самим. Да и после визита на "фирменную" СТО многие больше не хотели туда ехать. Типичная картина в гаражах на выходные. Тут всегда можно было найти рукастого соседа, который поможет, если что. Но только бескорыстно, или максимум за "бутылку", так как предпринимательство было запрещено и каралось государством. А "доброжелатели" могли легко нажаловаться в милицию.
В это трудно сейчас поверить, но автосервис в 80-е - это была не помощь, а скорее мучение. Но на этой теме уже тогда начали зарождаться первые автомобильные империи.
С появлением предпринимательства, рукастые и толковые ребята из обычных гаражей станут реальной альтернативой всем этим советским СТО. Возникнет и такое понятие - "гаражный сервис". А с появлением первых официальных импортеров в 90-е, появится уже нормальный цивилизованный автосервис, который мы сейчас и знаем у большинства марок авто. А Киевские авторемонтные заводы КАРЗы (их было 6 штук), ориентированные на ремонт ведомственного транспорта, отомрут. А вот СТО советского периода будут переформатированы и войдут в корпорацию "УкрАвто".
О том, как в Киеве зарождалась автомобильная эра - смотрите в этом видео:
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.