В Украине нашли первый послевоенный велосипед ХВЗ 1946 года
Автобізнес LIFE | Опубліковано - 2020-03-04 18:57:29 (17245 разів прочитано)
В конце прошлого года поисковая команда AC Heritage обнаружила в Харькове остатки самого первого послевоенного велосипеда ХВЗ В-14 «Харьков», с которого началось возрождение велопроизводства в Украине. Потребовалось несколько месяцев реставрационных работ, чтобы раритетный велосипед предстал в первозданном облике. Но результат оказался более чем впечатляющим.
Харьковский велозавод в годы Второй мировой войны был эвакуирован в Среднюю Азию и велосипеды не выпускал долгих 4 года. Уже после возвращения в родной город, ХВЗ почти 9 месяцев отстраивали и восстанавливали. И только в конце 1945 года завод начал выпускать первые велосипеды. Это и были ХВЗ В-14 «Харьков».
Притом, В-14 – это была абсолютно новая модель, которую до войны на заводе не выпускали. Более того, она заметно отличалась от предыдущей продукции велозавода короткой рамой, 26-дюймовыми колесами и наличием немецких комплектующих, которые СССР получал по репарациям из Германии. В частности, на найденном экземпляре установлена задняя втулка типа Torpedo фирмы Fichtel&Sachs еще в военном исполнении. В качестве опции велосипеды можно было снабдить багажником, фарой и генератором-динамкой. Последний здесь фирмы Bosch, а фара также немецкого производства.
ХВЗ В-14 был укомплектован высокопрофильными шинами размерности 26*2, что делало его удобным для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. Сейчас бы его отнесли к категории внедорожных байков.
ХВЗ В-14 выпускался с 1945 по 1950 годы. Притом, для Украины он уникален еще и тем, что именно с этой модели началась и история еще одного Львовского велозавода (ЛВЗ). Во Львов с 1946 года поставлялись комплекты таких велосипедов для последующей сборки. Из разных источников известно, что ХВЗ В-14 в 1945 году было выпущено примерно 15 тыс. шт., а в 1946 – 60 тыс. шт. В 1948 году только во Львов было оправлено почти 12 тыс. комплектов В-14.
Найденный экземпляр ХВЗ В-14 долгое время пролежал на чердаке, что и спасло его для истории. Сохранились не только детали, но и шины и даже оригинальное седло. Лучшему реставратору велотехники в Украине – Виктору Ходееву понадобилось несколько месяцев, чтобы воссоздать оригинальный облик первого послевоенного велосипеда Украины.
Но зато теперь в Украине есть полностью оригинальный экземпляр первенца послевоенного велостроения сразу двух заводов – ХВЗ и ЛВЗ. Сейчас велосипед находится в коллекции AC Heritage, хотя ему явно место в каком-нибудь музее. Ведь до наших дней дожило лишь 6 экземпляров В-14, 4 из которых находятся в России в музеях и частных коллекциях.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.