О весенней Конференции ECG (Европейской ассоциации перевозчиков автомобилей) AUTO-Consulting уже рассказывал. Частично была речь и о рисках, которые подстерегают европейский автомобильный рынок, и которых очень опасаются в ЕС. Несмотря на кажущуюся стабильность, в Европе уже видят признаки нового кризиса.
Среди основных угроз благополучию директор LMC Automotive Джастин Кох видит падение спроса на авто на китайском рынке, соглашения ЕС с Японией, и торговое противостояние Китая и США. Обо всем этом он рассказал на Конференции ECG.
Европейский кризис, по мнению Джастина Коха, может сильно ударить по японским производителям, которые имеют заводы в странах ЕС. Много заводов. 46% европейского производства японских брендов находится в Великобритании, 15% - во Франции, 20% в Турции, 34% - в Венгрии, 7% - в Чехии и 1% - в Португалии.
А введение 25% пошлины на европейские автомобили в США, может снизить объемы продаж премиальных европейских автомобильных марок на 300-400 тыс.шт. в год.
Статистика Oxford Economics и LMC Automotive показывает, что сегодня наблюдается тенденция к падению европейских продаж автомобилей до уровня 2016 года. Поэтому, возможность сокращения европейского импорта в США пугает еще сильнее. Ведь, например, у Volkswagen он составляет 5% от общемирового объема производства (Audi – 14%, Bentley – 27%, Lamborghini – 35%, Porsche – 22%, Volkswagen – 2%). У BMW – 15%, у Daimler Group – 15%, у Fiat Chrysler Automobiles – 10%, у Honda Group – 25%.
Кроме того, та же Honda может уйти из Великобритании и Турции. А непонятные пока условия брексита могут сделать дороже экспорт авто из ЕС в Великобританию на 1,8 млрд. фунтов ежегодно. Плюс - на 2,7 млрд. фунтов по импорту автомобилей из Великобритании в ЕС. Кроме того, под угрозой закрытия несколько автомобильных заводов в Великобритании, что может разрушить сложившуюся между Британией и ЕС бизнес-модель.
Риски Евросоюза дают шансы Украине. Репортаж с Конференции ECG
Но это, так сказать, объективные причины и обстоятельства. Есть и субъективные, которые, кажется, в ЕС создают себе сами. Например, Более жесткие правила по уровню вредных выбросов угрожают замедлить рост продаж LCV (легкого коммерческого транспорта) в Европе.
Новые европейские тренды
Продажи легкого коммерческого транспорта в Европе в 2018 году опередили рынок легковых автомобилей. Но в этом году отрасль столкнется с проблемами, обусловленными неопределенностью в отношении крайнего срока сертификации по уровню выбросов 1 сентября, в соответствии с новой всемирной процедурой испытаний легковых автомобилей WLTP.
Вот еще одна подобная (созданная в ЕС) проблема. Совсем скоро в ЕС вступит в силу новый стандарт ISO 45001. Это – стандарт здоровья и безопасности. И о нем на Конференции ECG рассказывал представитель бюро Veritas Стефан Понтео (Stéphane Ponthieux). Затраты на здоровье и безопасность могут составлять для мировой автомобильной промышленности несколько миллиардов евро. Но их сложно точно подсчитать. Новый стандарт предусматривает такую возможность, и помогает снизить, а точнее – оптимизировать производственные затраты логистических операторов. Для решения этих задач FCA, Ford, GM, Honda, Nissan и Toyota уже создали совместную рабочую группу.
Действие предыдущего стандарта истекает в марте 2021 года. С этого времени ISO 45001 станет ведущим мировым стандартом по охране здоровья и безопасности. Это стандарт системы управления, направленный на выявление, анализ и оценку рисков, улучшение рабочей среды, предупреждение инцидентов (физических или психологических). А также прогнозирование опасностей и опасных ситуаций.
Собственно, ISO 45001 – это интеграция самых передовых национальных правил по охране труда и технике безопасности в работу логистических компаний. Президент ECG Вольфганг Гебель сообщил присутствующим на Конференции, что специалисты ECG работают в этом направлении, чтобы предоставить своим членам новые удобные и эффективные решения. Как и раньше, ECG беспокоится о здоровье и социальной защищенности водителей.
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор компании AVTOLOGISTIKA Павел Гайдай, в украинской компании AVTOLOGISTIKA уже начали подготовку, чтобы пройти сертификацию по новому стандарту ISO 45001. Иначе, после его вступления в силу, перевозки автомобилей по территории ЕС будут проблематичными.
Введение новых стандартов (и речь идет не только об ISO 45001), - это европейский способ очистки рынка, от слабых и ненадежных компаний. Для чего это делается? Нет – не для создания монопольного положения для какого-нибудь перевозчика. Дело в том, что постоянное давление на цену перевозок, неминуемо сказывается на качестве услуги. Всегда находятся компании, которые предлагают сделать «все тоже самое», но за меньшие деньги.
Таким образом, они стараются выстоять в конкурентной борьбе. В результате, заказчик, которого соблазнила низкая цена, очень часто имеет проблемы со своевременной доставкой или с сохранностью товара. А также - с тем, что за что-то приходится доплачивать. В итоге, услуга обходится совсем не так дешево, как казалось. Плюс – добавляется нервотрепка. По словам Павла Гайдая, давление на цену автоперевозок, приводит к катастрофическому снижению их качества. Низкая цена – это потенциальные проблемы, которые, как правило, становятся реальными.
Каких рисков боятся автомобильные перевозчики. Что произойдет с ценами на авто. Прогнозы ECG
В ECG спрогнозировали перспективы развития автобизнеса и автоперевозок на ближайшие годы
Те, кто все это понимает, предпочитают на старте уплатить за перевозку разумную цену и в дальнейшем не иметь никаких проблем. Хороший пример – украинская компания AVTOLOGISTIKA. Ее услуги далеко не самые дешевые на нашем рынке. Но здесь всегда гарантировано европейское качество. Поэтому AVTOLOGISTIKA принадлежит 36% отечественного рынка перевозок автомобилей. И компания – национальный лидер в этой области. Не случайно, именно здесь уже готовятся пройти сертификацию на соответствие ISO 45001.
Инструменты для решений
Ситуация на автомобильном рынке постоянно меняется. Весной Honda неожиданно объявила, что закончит производство на своем заводе в Суиндоне, Великобритания. Закрытие является частью «глобальной реструктуризации автомобилестроения» и запланировано на 2021 год, когда Civic - единственная модель, выпускаемая на этом заводе, достигнет конца своего жизненного цикла. Civic больше не будет строиться в Европе, что также повлияет на вторую европейскую сборочную площадку автопроизводителя в Турции. Но главное, что Honda поспешила подчеркнуть, что ее решение не связано с Brexit, и что за таким решением стоят «беспрецедентные изменения в мировой автомобильной промышленности».
Какие? В мировой автомобильной промышленности уже давно существует избыток мощностей, и, похоже, автопроизводители сейчас внимательно изучают свои производственные портфели, сокращая излишки, где это возможно. В Южной Америке Ford закрывает свою огромную фабрику Sao Bernardo do Campo в Бразилии, которая производила разнообразные модели, включая Fiesta, грузовики F-серии и грузовой транспорт большой грузоподъемности. Это закрытие - часть более широкой программы, по которой Ford намерен полностью покинуть рынок грузовых автомобилей Южной Америки. Ford также заканчивает производство легковых автомобилей в России к концу июня, а его совместное предприятие Sollers закрывает два завода по сборке автомобилей, а также завод по производству двигателей.
В США General Motors отложила запланированное закрытие своего завода в Детройте-Хамтрамке. Это предприятие по выпуску Chevrolet Volt, должно было остановиться в июне. Но в GM продлили производство здесь Chevrolet Impala и Cadillac CT6 до января 2020 года. При этом, недавно автопроизводитель закрыл свой завод в Лордстауне, штат Огайо, где делали Chevrolet Cruze. В течение 2019 года закроется завод в Ошаве, Онтарио, где в настоящее время делают Chevrolet Impala и Cadillac XTS.
Здесь действует ряд факторов. В Северной Америке продажи седанов снижаются на фоне растущего спроса на внедорожники и пикапы; Аналогичная тенденция прослеживается и в Европе, где автопроизводители решают проблему падения спроса на ранее популярные автомобили MPV и D-сегмента.
Но заводы не только закрываются. Аналитик Automotive World Джонатан Стори отмечает, что основными новыми производственными площадками стали два новых завода VW в Китае, один для BMW в Мексике и новый завод Land Rover в Словакии. По мнению Стори, сегодня автопроизводители больше озабочены обеспечением правильного сочетания мощностей, особенно в отношении внедорожников и электромобилей, чем значительным расширение производства.
Добавьте к изменяющемуся спросу и оптимизации производства растущее число мегатрендов, среди которых обеспокоенность общественности по поводу выбросов, растущие расходы на автомобили и доступность инновационных общественных услуг мобильности (каршеринг), и станет понятно, что все это, как минимум сложно контролировать. А тем более – прогнозировать.
Проект «Цезарь» (Caeser), который презентовали на Конференции ECG Йорг Ленц (MOSOLF Logistics& Services GmbH) и Гирт Розаерт (Mazda Motor Logistics Europe) предлагает инструменты по эффективному планированию работы. Передовые методы прогнозирования производства и спроса на автомобили помогут логистическим операторам эффективно построить свою работу. И проект «Цезарь» будет предоставлять их членам ECG. Ведь сегодня на объемы производства и спроса влияет, как уже говорилось, масса факторов.
Европейский авторынок уже никогда не будет таким как прежде. В сентябре в ЕС вступили в силу самые жесткие нормы
Запасные варианты
Один из способов пережить надвигающийся кризис – расширить поле деятельности. То есть – разложить яйца по разным корзинам. Диверсифицировать риски.
Интересно, что из небольшой Литвы, членами ECG являются 5 компаний. Из Турции – 4, из Польши – 3, из Латвии – 2, из Украины – 1 (AVTOLOGISTIKA).
Как национальные логистические операторы готовятся к росту рынка электромобилей?
Поэтому, естественно, литовских перевозчиков больше других очень беспокоят перспективы сегодняшнего спада на европейском рынке. Не говоря уже о вероятном кризисе. Чтобы как-то выживать, сообщили они корреспонденту AUTO-Consulting, литовские логистические компании переориентируются на перевозку подержанных автомобилей («евробляхи»). Бизнес с б/у авто уже сегодня поддерживает и польских перевозчиков. Подключились к нему и украинские логистические операторы.
По мнению Павла Гайдая, сложившаяся ситуация на европейском рынке, дает Украине шансы получить серьезное внимание автогигантов. Ведь спрос на авто у нас не падает, есть квалифицированные кадры, а экологические нормы пока не такие жесткие, как в ЕС.
Киев-Сорренто-Киев
Появятся ли цифровые автосалоны и будут ли нужны автомобильные дилеры? Приближается эра онлайн продажи авто
Европа озабочена будущим автомобилей, которое для Украины может оказаться благополучным. Конференция ECG
|