В срочном порядке решить вопрос с обеспечением армии легкой бронетехникой вначале попытались решить за счет поставок бронеавтомобилей из-за границы. Наиболее известны броневики «Кугуар» (полная масса 5,9 т длина 5,35 м) на базе Toyota Land-Cruiser и «Спартан» (полная масса 8,97 т, длина 6 м) на шасси Ford F550. Их предложил КрАЗ вместе с компанией Streit Group (совместное предприятие Канады и ОАЭ). Обе машины поступили на вооружении Национальной Гвардии, и ВСУ в 2014-м. «Кугуар» также используется пограничниками.
Однако импортная продукция ВПК, тем более именитых производителей, зачастую имеет такой прайс, что позволить себе пересадить армию на такие машины Украина просто не могла. К тому же, импортные машины приходилось дорабатывать под отечественное вооружение. Разработка же своей легкой бронетехники, а также налаживание ее серийного производства проходило не так быстро, как хотелось. Сказывалось отсутствие опыта. Достаточно взглянуть на первые Богдан-Барс или прототип ББМ «Козак» от фирмы «Практика».
С переходом войны в позиционную стадию, необходимость в большом количестве полноприводных взрывозащищенных бронеавтомобилей с колесной формулой 4x4 стала не столь острой. Именно этим можно объяснить крайне неспешные испытания новых моделей бронеавтомобилей и их небольшой тираж (см. ниже). Спустя несколько лет, вниманию украинских военных были представлены сразу несколько образцов, многие из которых по своим характеристикам и конструкции в значительной мере дублируют друг друга. Например, "Новатор", «Барс-8», и «Козак-5» созданы на шасси американских тяжелых пикапов с усиленной ходовой и мостами. Здесь просто напрашивается совместное испытание всех близких по характеристикам образцов бронетехники.
Все украинских бронеавтомобили 2014-2018 годов проектировались и доводились с учетом боевого опыта, а также последних достижений в области защищенных бронеавтомобилей (MRAP). Бронирование у них соответствует «Соглашение по стандартизации НАТО» (сокращенно STANAG) под номером 4569. А именно: «Методы оценки уровней защиты боевых бронированных машин легкой категории при поражении боеприпасами кинетического действия и осколками осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии».
Если, вкратце, то в соответствии со STANAG 4569 Уровень 1 бронетехника должна выдерживать попадание пуль 7,62х51 мм, осколков снарядов 155 мм дистанция 100 м, и подрыв ручных гранат под днищем. STANAG 4569 ур. 2 уже серьезнее. Машина должна выдерживать попадание бронебойно-зажигательной пули 7,62 x 39 мм на дистанции 30 метров, подрыв 6 кг фугаса под днищем, осколки снаряда 155 мм на дистанции 80 м. Для этого надо сделать днище V-образную формы для отвода ударной волны в стороны. Однако, в настоящий момент в сети можно найти только фото и видео тестов на подрыв лишь одного ББМ «Козак-2».
Все модификации украинских машин оснащены специальными сидениями (со сминаемыми элементами, или с особым креплением к стенам корпуса), чтобы избежать травм при взрывах. А некоторые версии укомплектованы фильтрующими установками ФВУ, позволяющими действовать в условиях применения химического и другого оружия массового поражения. Какие же образцы бронеавтомобилей появились в Украине? Рассмотрим основные образцы легкой и средней бронетехники по мере увеличения их полной массы.
Барс-6
Бронеавтомобиль полной массой 5,65 тонн и длиной 5,5 м. Разработан «Богдан Моторс» еще в 2014-м году. В 2016-м году он был серьезно переделан совместно с НПО «Практика» (приведены ТТХ последней модификации). Вместимость 6 человек. Особенность – необычное шасси. «Барс-6» построен на базе корейского армейского пикапа Kia KM450 с полностью зависимой подвеской, в основе которого лежит древний американский Kaiser Jeep M715 (1967 год). Дорожный просвет всего 250 мм. Автомобиль оснащен дизелем Hyundai 3.9 л, мощность 139 л.с. КПП шестиступенчатая ручная. Скорость 100 км/ч. Бронирование STANAG 4569 второго уровня. Броневик проходил испытания в Национальной Гвардии.
БРДМ-2
Самый старый из стоящих на вооружении ВСУ бронеавтомобилей, выпускавшийся еще в 1963-89 годах. Название расшифровывается как «Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина». Отличается мощным вооружением (два пулемета ПКТ 7,62 мм, КПВТ 14,5 мм в башне), возможностью плавать со скоростью 10 км/ч и повышенной проходимостью. В первую очередь за счет клиренса в 430 мм и четырех дополнительных колес сравнительно небольшого диаметра, выдвигающихся из несущего бронекорпуса. Длина машины 5,75 м. Скорость 95 км/ч.
Увы, разработанная еще в 50-е годы БРДМ сильно устарела. Ради проходимости и возможности плавать пожертвовали защищенностью (полная масса 7 т) и выживанием экипажа из четырех человек. Для него предусмотрели всего два люка в крыше! Бензиновый двигатель (140 л.с. V8 ГАЗ-41) весьма прожорлив, а тяговые характеристики далеки от идеальных.
Николаевский Бронетанковый завод подготовил модификацию БРДМ-2ДI (полная масса 7,6 т). Экипаж 8 человек. В наличие боковые дверцы и возможность плавать. Двигатель – дизель IVECO Tector 150 л.с. Скорость 100 км/ч. Кроме того, на основе БРДМ-2 создана плавающая машина «Мангуст» (BRDM-NIK) с усиленным бронирование (боевая масса 8,2 тонны). Длина 5,8 метра. Экипаж 6 человек.
Свои варианты модернизации предлагали и другие фирмы. Например, украинская Techimpex оснащает свой БРДМ-2Т дизелем Д245 (136 л.с.), дверцами в бортах (возможность плавать сохраняется), 5-ступенчатой КПП и дополнительной перфорированной броней, установленной на манер экранов. Такая защита не перегружает машину (вес одной пластины 5-10 кг) и позволяет не бояться даже пулемета КПВТ на дистанции 100 метров. Но, к сожалению, ни одна из модернизаций старого бронеразведчика не решает проблему защиты от взрывов. Из-за заднего расположения мотора, водитель сидит почти над передним мостом. Что при наезде на мину с большой вероятностью приведет к его гибели.
Чем будем давать по зубам. Обзор выставки «Оружие и безопасность 2018»
Барс-8
Еще одна разработка «Богдан Моторс» полной массой 10,5 т и длиной 6,7 метров на шасси среднего грузовика Dodge Ram 5500. Бронирование соответствует STANAG 4569 уровень 2. Число мест – 8. Дизель Cummins 6.7 л мощностью 385 к.с. КПП – шестиступенчатая ручная. Скорость 120 км/ч. Клиренс 280 мм. В 2016-м автомобиль проходил длительные государственные испытания , которые успешно завершились лишь в феврале этого года. Отметим, что это второй броневик, после «Козак-2», осиливший все требования военных.
В 2017-м году на выставке «Оружие и безопасность» был представлен самоходный миномет UKR-MMC калибром 120 мм от предприятия «УкрОборонСервис». Боекомплект – 60 мин. Миномет выдвигается из задней части машины всего за 35 секунд, а возвращается обратно – за 25 с. Что позволяет быстро поразить цель и покинуть позицию, не дожидаясь ответного огня.
Новатор
Многоцелевой бронеавтомобиль полной массой 8,85 кг и длиной 6,5 м. Машина создана компанией «Украинская бронетехника» в 2018-м. Предусмотрены две основные модификации: бронепикап-разведчик на 5 человек и бронетранспортер на 8. Броня отвечает стандартам STANAG 4569 уровень 1. Бронекорпус установлен на шасси Ford F550. Дизель Ford 6,7 литра 300 л.с. АКП 6-скоростная. Скорость 120 км/ч. Клиренс 300 мм. Автомобиль создан с учетом требований спецподразделений быстрого реагирования. В 2017-2018 проходил испытания в Национальной Гвардии, в ходе которых были выявлены «детские болезни». В настоящий момент вносятся изменения в конструкцию по требованию заказчика.
Многострадальный Дозор-Б
Одна из старейших украинских разработок, созданная КП ХКБМ им. А.А. Морозова. Первый образец был представлен еще в 2004-м году, но в войска стал поступать лишь в 2016-м. Да и то приходилось постоянно вносить изменения и исправлять недостатки. Производством машины в срочном порядке занялся «Львовский Бронетанковый Завод», фактически с нуля. Полная масса машины – 9-9,55 т, длина 5,6-5,8 м. Несущий бронекорпус вмещает 9 человек. Вооружение: пулемет 12,7 мм либо спаренная автоматическая пушка калибра 23-мм (модуль «Вий»), автоматический гранатомет и т.д. Кроме того, на его базе «Дозора» построен комплекс «Сокол», который позволяет применять разнообразные беспилотники: разведчик FlyEуе и боевой Warmate.
Первоначально броня обеспечивала защиту по стандарту STANAG 4569 Ур. 1. Особенностью модернизированной в 2018-м машины стала новое дополнительное навесное бронированием корпуса, которое выдерживает попадания 12,7 мм пуль. Двигатель - турбодизель Deutz BF 4M1013FC мощностью 190 л.с. КПП - автомат Allison LCT 1000. Подвеска всех колес независимая рычажно-торсионная, во многом унифицированная с БТР 8х8. Дорожный просвет 400 мм. Скорость 110 км/ч. Десять экземпляров Дозор-Б проходят испытания в 95-й бригаде Десантно-штурмовых Войск. Любопытно, что лицензионная копия Oncilla, от компании MISTA уже предлагается на экспорт. В 2017-м несколько экземпляров купили военные из Сенегала.
Буквально с первого дня Дозор-Б сопровождали скандалы. Анонсированное еще в 2014 году серийное производство по разным причинам началось только в 2015-м, а выпуск первой партии растянулся до 2016 года. Военным с горем пополам передали 10 Дозоров и с тех пор о новых партиях ничего не слышно.
Тритон
Разведовательно-дозорный броневик, созданный «Кузницей на Рыбальском» в 2015 году. У него есть ключевое преимущество - он может плавать со скоростью 10 км/ч за счет двух гребных винтов. Полная масса при этом 9,5 тонн, длина 5,65 м. А ходовая, как и «Дозора», унифицирована с БТР ( рычажно –торсионная подвеска). Отличается солидным клиренсом 450 мм.
Бронирование заявлено STANAG 4569 уровень 2 и, только спереди, уровень 3. Экипаж 11 человек. Двигатель Volvo TAD 542VE 218 л.с. КПП - пятиступенчатая на выбор механическая или «автомат» ZF ZTO 1006/Allison 1000SP. Скорость 110 км/ч. В настоящий момент Погранслужба эксплуатирует 4 машины, причем в упрощенном не плавающем исполнении. Стоит отметить, что по своим характеристикам «Тритон» практически дублирует «Дозор-Б» и «Козак-2» (см. ниже).
Семейство «Козаков»
Киевская НПО «Практика»" была известна своими гражданскими бронеавтомобилями еще задолго до войны. В 2009 году специалисты фирмы предлагали военным броневик «Козак» на шасси Iveco Daily полной массой 5,5 т. А в 2015 году с учетом опыта, полученного в зоне АТО, была готова новая десятиместная модель «Козак-2», которая успешно прошла испытания и поступила на вооружение Национально гвардии в 2016-м, и ВСУ- в 2017-м.
В настоящий момент это самый массовый украинский бронированный автомобиль. Под конец 2018-го года было выпущено более 100 экземпляров. В качестве шасси был использован полноприводный грузовик IVECO Eurocargo. Полная масса 15 тонн. Длина 6,6-7,1 метра. Клиренс 392 мм. Дизель IVECO мощностью 280 л.с. КПП – шестиступенчатая механическая. Защита от пуль ДСТУ 3975: ПЗСА-5 (STANAG 4569 уровень 2). Противоминная защита стандарт STANAG 4569 уровень 2.
В 2016-м году был представлен более совершенный восьмиместный «Козак-2М» с несущим бронекорпусом и полностью независимой подвеской за счет которой клиренс увеличился до рекордных 500 мм! Полная масса 14 тонн, длина 6,6 м. Дизель IVECO 279 л.с. КПП ZF, ручная 6 передач. Защита от пуль ДСТУ 3975: ПЗСА-5 (STANAG 4569 ур. 2), защита от взрывов STANAG 4569 ур. 2 и ур. 3. Скорость 120 км/ч. В 2017 году был принят на вооружение ВСУ.
В том же году появился и бронеавтомобиль для полиции и спецподразделений «Козак-5», созданный на усиленном шасси Ford F550. Полная масса -10, 5 тонн. Длина 5,3-5,98 м. Дизель Ford 330 л.с. КПП – «автомат» шестиступенчатая. Вместимость 8 человек. Особенность – установка башни от устаревших советских БТР-60ПБ и БРДМ-2 с пулеметом КПВТ 14,5 мм (продемонстрировано в 2017-м). Защита от пуль ДСТУ 3975: ПЗСА-5 (STANAG 4569 ур. 2). Автомобиль проходил испытания на полигоне МВД. Однако заказ поступил от Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. В 2018-м было выпущено восемь экземпляров модификации 5ПМЛ (2018 г.) для перевозки не разорвавшихся мин, снарядов и самодельных взрывных устройств.
Варта
Средний бронеавтомобиль от компании «Украинская бронетехника» полной массой 17,5 т и длиной 7,28 м. Использовано доработанное шасси белорусского МАЗ-5434 с зависимой рессорной подвеской всех колес. Особенность машины – установленные снаружи бронестекла, что позволяет их быстро менять. Бронеавтомобиль «Варта» довольно неплохо защищен, кроме того здесь есть централизованная подкачка шин. Защита STANAG 4569 ур. 2. Дизели: ЯМЗ мощностью 270 л.с., и китайский Weichai Power 300 л.с. КПП восьмиступенчатая ручная. Машина вмещает 10 человек. Клиренс 400 мм. Скорость 120 км/ч.
Первую партию бронеавтомобилей «Варта» количеством в 10 штук передали подразделению КОРД Нацполиции в 2016 году. Затем в 2017-18 гг. было собрано примерно 30-40 экземпляров разных модификаций, которые поступили в Нацгвардию, а также армию и морскую пехоту. При этом фирма продолжает совершенствовать свою конструкцию. На последней оружейной выставке "Оружие и безопасность-2018" была представлена уже восьмая (!) модификация. Испытывается и санитарно-эвакуационная версия с креплениями для двух носилок. В каталогах упомянут и самоходный миномет.
Разработка и производство бронеавтомобилей – дело крайне сложное. Необходимо учитывать тысячи деталей и «мелочей», начиная от дверных замков, петель, установки сидений, и заканчивая компоновкой, выбором шасси, двигателя и ходовой, нюансы бронезащиты. Украине пришлось проходить весь этот путь в кратчайшие сроки и без посторонней помощи.
Но украинская промышленность смогла за 5 лет разработать и наладить мелкосерийное производство нескольких вполне удачных моделей бронеавтомобилей. Что позволило загрузить работой украинские предприятия и отказаться от дорогих зарубежных аналогов. Да, цифры производства украинских MRAP вообще не впечатляют, и транспортировка экипажей в зоне ООС по-прежнему далеко не всегда выполняется на бронеавтомобилях. Но Украина смогла стать в число тех стран, которые выпускают подобную бронетехнику. И поставки новых бронеавтомобилей в ВСУ продолжаются.
Другие новинки ВПК
|