Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие: Авто новини від AUTO-Consulting - автопром

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новини CARS TRUCKS BUSES ЗНИЖКИ % Статистика 125 років успіху Renault
Пошук по новинам

Розширений пошук
Розділи
Головна
Новини
 Ринок автомобілів
 Акції в автосалонах
 Тест-драйви
 Статистика автопродажів
 Ринок автобусів
 Ринок вантажівок
 Військова техніка
 Виробництво автомобілів
 Законодавство
 Автобізнес LIFE
 Дилерська мережа
 Кредити/лізинг/страхування
 Автохімія
 Сільгосптехніка
 Авто-електроніка
 Ринок запчастин
 Ринок шин
 Мототехніка
 Поради власникам авто
Розмитнення авто
Підписка на новини


• Новини по темі: автопром
• Європу охопили страйки працівників автопромисловості. Volkswagen втрачає шаленні кошти
• Чим завершиться для російського автопрому співпраця з Китаєм. Офіційний наказ
• 125 років Renault. Як французькі авто змінювали світовий автопром
• У Києві обговорять зміни на ринку комерційних авто та можливі напрямки розвитку українського автопрому
• Китайський автопром зайняв вже третину світового авторинку
• Які шедеври світового автопрому створив Марчелло Гандіні
• Чому змагання BYD vs Tesla є таким важливим для світового автопрому
• Топ події в світовому автопромі за 2023 рік
• Американський автопром охопили масштабні протести робітників. На них вже побували головні кандидати у президенти
• Куди рухається світовий автопром? Головні тренди Шанхайського автосалону 2023
Ще по автопром...
Новини від AUTO-Consulting
Всі новини по темі - Україна

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

виробництво автомобілей | Опубліковано - 2021-08-23 19:13:35 (12970 разів прочитано)
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие - автопром
К 30 летию Незалежності України AUTO-Consulting решил проанализировать путь страны в сфере производства автомобилей и выяснить причины неудач. Целью этой статьи будет ответ на вопросы: Что и когда мы сделали не так? Почему у нас не получилось, а у соседних стран вышло?


В предыдущих двух частях AUTO-Consulting рассказывал, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы



Сегодня же AUTO-Consulting расскажет, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).



Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).



Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.



Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.



В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.



В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.



Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.



В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.



На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.



В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.



Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.



Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.



После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.



ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.



«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.



До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.



Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.



И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.



Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.



Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.



Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.







Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.



А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?



Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. Те системные ошибки, которые были совершены еще в 90-е годы, и о которых AUTO-Consulting писал в предыдущих частях, никто за все годы так и не исправил.



К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.



А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.



И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.



P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!



Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы

FaceBook     Twitter     email     Telegram   Підпишись на канал в Telegram


Підпишись на новини на пошту
Новини по темі - Україна Всі новини по темі виробництво автомобілей


Цікаве по темі...
• Hyundai випустив 100 млн. автомобілів по всьому світу
• Як в Україні серійно виготовляють броньовані авто. Досвід REFORMа
• У 2026 році вартість електромобілів та авто з ДВС може урівнятися
• Уряд Німеччини натякнув Volkswagen, що не дасть закрити збиткові заводи
• Як працюють програми підтримки українських виробників
• Торгівельна війна Китай-ЄС набирає обертів
Головні новини
• Тест-драйв Ford Mustang Mach-E: електрична реінкарнація легенди
• У жовтні український авторинок почав стабілізуватися
• Opel вперше представить новий Opel Mokka
• Відтепер гуманітарні авто дозволено ставити на тимчасовий облік за військовослужбовцем
• На шасі DAYUN побудували 18-тонний автокран
• З 1 листопада в Києві змінено швидкісний режим
• З початку 2024 року через вагові порушення було заблоковано понад 500 вантажівок
• Торгівельна війна Китай-ЄС набирає обертів
• До програми компенсації 15% за купівлю української техніки долучились ще 10 банків
• В Тернополі на маршрути вийдуть 8 нових автобусів
• З 1 січня в Україні вступить в дію новий закон про автоцивілку
• Ford Trucks поставляє в Україну велику партію автобетонозмішувачів
• Уряд спростив облік гуманітарних транспортних засобів для військовослужбовців
• Європу охопили страйки працівників автопромисловості. Volkswagen втрачає шаленні кошти
• НАТО передало Україні 65 автомобілів швидкої медичної допомоги
• Австрія передала Україні 10 автобусів
• ЄС вводить нові мита до 35,3% на імпорт електромобілів з Китаю
• АЛЬФАТЕКС все більше спецтехніки забудовує на шассі IVECO
• KGM оголосив про стратегічне партнерство з Chery
• Команда Scuderia Ferrari обрала вантажівки IVECO нової генерації
Всі новини...

Авто- мото- музеї та колекції України
«Фаетон» Запорожжя
«Ретро Гараж» Львів
«Винтаж Гаражъ» Дніпро
«Машини часу» Дніпро
Музей КПІ Київ
Harley-Davidson Kyiv
«Мотомір» Камєнскоє
Ретромотомузей Львів
Zastava Умань
Мотоколекція OldCarService Київ
Гараж Януковича
Мотоколекція Берегово
Ретро музей Карлівка
Колекція Львівських мопедів
100 екземплярів за 100 років
Колекційна мото- вело- ЗАЛА

Заводи, де виробляють
Ваші машини
Книга по історії появи мотовиробництв в Україні
Український авторинок за 100 років
ЗАЗ 2009 р., Як роблять ZAZ Forza 2011 р., ЗАЗ 2017 р.
Богдан (Черкасы), 2009, 2013, 2019 рік
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкаський Автобус 2003, 2016 рік
КрАСЗ
Що залишилося від ЛАЗу
Що залишилося від КМЗ
Що залишилося від ХВЗ
Що залишилося від ЛМЗ
Єврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Історія КМЗ
Завод ім. Малишева
Київський БТЗ
Перший український автозавод
Велосипеди України
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 рік
FORD Otosan
MAN & Neoplan Туреччина
IVECO
MAN
Scania Сідертельє
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Лічильники


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Популярні новини
• "Перекупи" знайшли рішення, як обійти великі податки при продажі авто
• В Україні створили прототип автомобіля-амфібії для заміни ТПК ЛуАЗ-967
• Ринок вживаних авто в Україні почав гальмувати через зміну законодавства
• ЗСУ отримали перші легкі бронеавто українського виробництва
• В Україні побудують завод з виробництва бронеавтомобилей Roshel
• Уряд закрив шпарину у законодавстві, яка давала змогу мінімізувати податки з продажу авто
• В Україні представили нові Toyota Land Cruiser Prado і Toyota Camry
• Toyota представила в Україні нові покоління Land Cruiser Prado та Camry
• У 2025 році на український ринок вийде 7-містний кросовер від Volkswagen
• Два українських ЛуАЗи проїхали 17765 км надскладними дорогами
• Знайдено ще один баг в процесі перереєстрації авто в Дії
• "БудшляхМаш" представив вантажівку з 60% локалізації в Україні
• Scania поставила аграрному холдингу велику партію зерновозів
• В сервісних центрах стартувала акція з бескоштовного зняття з реєстрації старих авто
• Головні прем’єри Парижського автосалону. Бал реінкарнацій
Акції у дилерів...
• В Україні стартувала сервісна акція на аксесуари Renault для транспортування та безпеки
• Сенсаційна пропозиція на усі CUPRA Formentor зі складу в Україні з вигодою у ціні до 240 000 грн.*
• Твій перший новий автомобіль: SEAT Arona доступний від 299₴ на день
• BMW 320d xDrive тепер доступний за вигідною ціною
• У мережі СТО АІС стартує осінньо-зимова акція «Підготуй автомобіль до зими»
• В Україні діє спеціальна пропозиція на самоскиди Scania
• В мережі Renault в Україні стартувала сервісна акція «Осіння діагностика»
• Акція для власників Bosch KTS: оновлюємо діагностику через трейд-ін
• Вигідна пропозиція та подарунки від «Автокомпоненти Автек» та ТМ Opet
• SEAT Arona тепер доступний від 299 грн. на день
• В Україні діє спеціальна пропозиція на SEAT Ateca FR
• Opet пропонує додаткову фінансову вигоду
• Сенсаційна пропозиція на усі CUPRA Formentor в Україні. Вигода до 240 000 грн.
• На автомобілі Mitsubishi діє літня пропозиція з вигодою до 100 000 грн.
• В Україні діє сервісна акція на Renault «Мультимедія та комфорт»
Авто історія
Історія АвтоЗАЗа
Історія Богдан/ЛуАЗ
Історія Черкаський автобус
Історія КМЗ / КМЗ 75 років
Музей Audi
Історія NSU
Музей BMW
Музей Citroen
Історія Citroen
Музей DAF
Музей Ferrari
Музей Fiat
Музей MG
Музей Peugeot
Історія Dangel 4x4
Історія Jeep
Музей Porsche
Музей Volvo
Парк Ferrari World Park
ВАЗ-2101 "Копійка"
ВАЗ-2121 "Нива"/LADA 4x4
LADA Sport
ГАЗ-24 "Волга"
ЛуАЗ-969
ЗАЗ-965
Перший український мотоцикл
Найперша мотоколяска К-1В
Перший київський мотоцикл К-1Б
Всі модели ЛМЗ
Історія Mini
Музей в Брюселі
Музей в Турині
Музей в Пекині
Музей в Шанхаї
Гараж Князя Монако
Авто королів XX сторіччя
Гараж Януковича
Китайський автопром
Турецький автопром
Корейський автопром
Авто II світової війни
Автівки Великої Перемоги
Авто Ленд-ліза
Лімузини російських вождів
Київський тролейбус
Київський автобус
Перші українські тролейбуси
Київський швидкісний трамвай
НТУ - 75 років
Перші авто та автоСМІ в Україні
ТОП10+ найстаріших автомобілів в Україні
Автономера Київа за 116 років
Статистика українського авторинку за 100 років
Історія появи українського мото- та велопрому
Скільки авто було продано в Незалежній Україні

Великі особистості Андре Сітроєн, Джорджетто Джуджаро, Луїджи Колані, Фердинанд Порше, Марчелло Гандіні, Mr. Dream Car Олексій Сахновський, Свємпа, київлянин Володимир Вєклич, Філіп Прибилой Д4
 
Зв'язок
Тел.: +38 063 233 43 31
Пишіть нам >>>
Зробити стартовою | У вибране
Експорт новин |
Реклама на сайті
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.