Полностью автономный беспилотный робомобиль появится в самое ближайшее время. Имеется в виду появление таких машин в массовом количестве. Ведь единичные экземпляры ездят по дорогам общего пользования уже давно. В разных регионах Земли. У Continental это Северная Америка (Оберн-Хиллз, штат Мичиган, США) и Азия (Чанша, Китай).
Только в прошлом году компания инвестировала более 3 млрд. евро в исследования и разработки для следующего поколения мобильности. Значительная часть этой суммы пошла на создание технологий для новых функций в автомобиле.
Каждый робомобиль состоит из нескольких технических узлов, а каждая из этих умных комплектующих по отдельности тестируется на стандартных (почти) автомобилях, которые ездят по дорогам в потоке машин, ничем не привлекая к себе внимания. Тут важно обратить внимание, на “ездят”. Ведь главная проблема робомобилей - это их адаптация к обычному трафику, в котором участвуют все. И автономные, и полуавтономные авто, и законопослушные, и лихие бесшабашные драйверы, и те, кто купил права за два куска сала, и пешеходы, которые уткнулись в смартфон. Все они должны взаимодействовать и понимать друг друга в дорожном потоке. И для такого взаимодействия существует десятки тысяч сценариев. Каждый из них (и все вместе) отрабатываются различными умными узлами, которые разрабатывает компания Continental. Как все происходит, корреспондент AUTO-Consulting увидел и проверил на практике.
Не расслабляйтесь
В современных автомобилях уже вовсю используются электронные помощники, которые помогают соблюдать дистанцию до впереди идущего авто, полосу движения, разрешенную скорость и т.д. А если понадобится, они сами затормозят, распознав препятствие, пешехода или велосипедиста. Но 100-процентной гарантии такие системы не дают. Внимание человека за рулем все равно необходимо. Чтобы его контролировать, Continental предлагает специальную камеру Road AND Driver. Это - комбинация передней и внутренней камер, расположенных за лобовым стеклом автомобиля над зеркалом заднего вида. Они одновременно следят и за дорогой, и за водителем. Если он смотрит на дорогу и держит руки на руле, робомобиль доверяет ему управление. Если спит, смотрит в окно или болтает - то автомобилем рулит электроника. И честно сообщает об этом водител. Пишет на экране, что тот не готов ехать сам. Такая же ситуация, когда водитель устал.
Зато, имея подобную систему, все, кто хочет сам порулить, всегда смогут попросить об этом свой автономный автомобиль. Это похоже на комплимент. Чтобы водители не боялись, что уже совсем скоро роботы совсем высадят их из-за руля.
Когда водителей окончательно выгонят из-за руля автомобиля? Обзор систем автопилотов
Автономным или “роботизированными” могут быть даже окна в автомобиле. Об этом часто мечтаешь нынешним жарким летом. Благодаря специальным пленкам Continental Intelligent Glass Control они могут быть затемнены, например, чтобы избежать бликов, вызванных слабым солнцем. Кроме того, они уменьшают энергию, необходимую для охлаждения салона автомобиля, и просто повышают конфиденциальность пассажиров. Благодаря новой технологии жидкокристаллических пленок панорамные люки на крыше могут быть затемнены по команде, а участки ветрового стекла - окрашены, когда солнце находится низко в небе. Такие окна также можно обогревать автоматически без нагревательных проводов.
Какие ощущения, когда едешь в беспилотном автомобиле? Наш репортаж
Практически автономно работают и умные фары Continental, о которых AUTO-Consulting уже писал.
Continental Osram представили фантастические LED-фары, которые могут рисовать и писать светом
Ох уж эти велосипедисты!
Еще один трюк с дополнительной камерой продемонстрировал Volkswagen Passat, специально оборудованный Continental. Особенно работа этой системы понравилась велосипедистам.
Водители тоже оценили систему, ведь велосипедисты в городах, часто осложняют им жизнь. Особенно, когда двухколесный находится в мертвой зоне наружных зеркал, может внезапно появиться из-за едущей рядом машины, или возникнуть, когда на перекрестке делаешь правый поворот. Именно такие сценарии продемонстрировал Continental на полигоне ADAC. Внезапно появившегося велосипедиста, которого не видит водитель, замечает камера и умная электронная система с датчиками на кузове авто, которые сканируют пространство на 100 м вокруг. Они держат двухколесного в поле зрения, а во время поворота направо, тестовый VW Passat резко тормозит, пропуская велосипедиста.
Тут использованы радары Continental нового поколения с технологией 77 гигагерц. Если водитель не реагирует на предупреждение о, приближении например, велосипедиста, радар передаст соответствующий сигнал на тормоз, и автомобиль остановится до того, как произойдет авария.
Эта система Continental уже выполняет то, что требуется для сценариев Euro NCAP с 2022 года: дальнейшее улучшение защиты пешеходов, скутеров и велосипедистов.
И в первом, и во втором случае корреспонденту AUTO-Consulting понравилось, что Continental предлагает простые понятные решения. Ведь обычно, чем проще - тем эффективнее и меньше шансов на поломку.
Делай, как я
Когда итальянка с горячим характером демонстрирует чудеса послушания, что-то здесь нечисто. Тестовая Alfa Romeo хорошо слушалась драйвера, но еще лучше - “богатого дядю” Mercedes-Benz. Он передавал ей подсказки о состоянии дороги. Вот, как все это было.
С холма не видно, что внизу за поворотом лужа. Велик соблазн разогнаться. И водители чаще всего так и делают. Ведь машина мощная, заводная, а трасса - хорошая и пустая. Но!
Представьте, как вы на большой скорости влетаете в повороте в глубокую лужу, как начинается аквапланирование… Ведь вы не успели притормозить.
На тестовом полигоне ADAC все происходило по другому сценарию. Горячая Alfa Romeo, в отличие от водителя, уже знала о том, что впереди по маршруту лужа. Поэтому она заранее притормозила, чтобы безопасно въехать в этот поворот. А данные итальянке через облако передал Mercedes-Benz, который ехал впереди тем же маршрутом.
Система безопасности Continental объединяет новые радарные датчики и датчики камер с интеллектуальной обработкой данных в облаке. Система прогнозирующего контроля устойчивости, предупреждает водителя перед поворотом дороги, если транспортное средство движется слишком быстро для текущих дорожных условий, и автоматически тормозит, если это необходимо, для безопасного движения автомобиля. Все это обеспечивает одно из интеллектуальных решений от Continental - eHorizon. Оно позволяет автомобилям лучше предвидеть дорогу впереди. Благодаря скоординированным датчикам, системам обработки данных и помощи, автомобиль точно знает, как быстро двигаться, чтобы обеспечить безопасное, но быстрое путешествие. Ведь он знает, чего ожидать на дороге впереди и условиях дорожного покрытия. eHorizon также обрабатывает собранные данные в облаке, в том числе с помощью искусственного интеллекта.
Информация, предоставляемая eHorizon, имеет фундаментальное значение для другого новшества от Continental - PreviewESC. Как только eHorizon предоставляет данные, относящиеся к радиусу кривой и коэффициенту трения, PreviewESC сравнивает их с текущей скоростью транспортного средства. Если транспортное средство движется слишком быстро, чтобы безопасно войти в поворот, PreviewESC автоматически тормозит. Вот так все работает.
В Continental обещают, что система eHorizon массово появится в автомобилях и на дорогах через 2-3 года. Сейчас ведется разработка первого в мире решения Continental 5G для производителя автомобилей. На этой новой платформе специалисты Continental объединяют возможности сотовой связи пятого поколения с технологиями для радиосвязи на короткие расстояния для прямого обмена данными между различными транспортными средствами и инфраструктурой.
Благодаря системе Continental в ближайшем будущем все автомобили начнут общаться между собой и предупреждать обо всех неожиданностях на маршруте. А самую актуальную информацию сможет добавлять в это общение дорожная инфраструктура. Например, умные светильники Continental. От них авто узнают о заторах, о цвете сигнала светофора впереди, о свободных парковочных местах и авариях на перекрестках. А также - о скрытых пешеходах и велосипедистах в радиусе до 30 метров от фонаря. Подобные “наблюдательные” лампы-системы сегодня уже работают на шоссе в Бельгии. Хорошо, хоть в полицию пока не жалуются - это нарушает права потребителя.
Медленно, но верно
Ну и, в каком-то смысле, венец автономных творений (на сегодняшний день) - городской микроавтобус CUbE - Continental Urban MoBility Experience.
В нем нет руля, нет водителя, но есть несколько умных систем Continental - связь с облаком данных, камеры, радары, лидары, электронные мозги и т.д. Уже в ближайшем будущем такие “маршрутки” будут ездить в городах со скоростью 20-30 км/ч. Прокатился на CUbE с 4 уровнем автономности и корреспондент AUTO-Consulting.
Заходишь в салон, садишься или едешь стоя, нажимаешь на дисплее - свою остановку и начинаешь движение. Передавать на проезд - некому. Микроавтобус едет по трассе полигона ADAC, без проблем проезжая повороты и перекрестки, в точности следуя предписанному знаками скоростному режиму. Как вдруг…
Вдруг, откуда ни возьмись (никакого перехода и близко нет), на трассе появляется пешеход, который переходит дорогу. И не просто переходит, а, как и положено, не только не смотрит по сторонам, но и болтает по мобильному. Он не видит и не слышит приближения электрического CUbE. Но его замечает микроавтобус. Он останавливается, пропускает человека, а потом едет дальше. Единственное замечание - тормозить этой “маршрутке” надо еще поучиться. Слишком резко.
Автономный маршрутный автобус EZ10 от французской компании EasyMile первым использует радиолокационную систему Continental, которая была специально разработана для транспортных средств без водителя и готова к производству. В общей сложности семь радарных датчиков, каждый из которых имеет дальность действия до 200 метров, непрерывно контролируют обстановку вокруг автомобиля. С помощью этих данных система адаптирует свою стратегию вождения, избегает препятствий и предотвращает опасные дорожные ситуации на ранней стадии. Поскольку в будущем такие автономные маршрутные автобусы будут в основном использоваться в городских условиях, эта система, в частности, защищает пешеходов и велосипедистов.
Vision Zero
Добавьте ко всему перечисленному видение Города Будущего Continental, о котором AUTO-Consulting недавно рассказывал. Тогда вам станет понятно, что автономное будущее уже фактически незаметно наступило. По прогнозам Continental, полную мобильность на дорогах мы увидим в 2040-2050 гг, частичную - уже через 10-15 лет.
Каким будет Город Будущего. Видение Continental
Так в реальной жизни работает программа Continental под названием Vision Zero. Эти два слова означают нулевую аварийность на дорогах, нулевой стресс для водителей и нулевой уровень вредных выбросов.
Киев-Ганновер-Киев
Continental будет использовать автономные робомобили для тестирования шин
|