Volvo Trucks смогла снизить расход топлива на 7% в модельной линейке FH 2019 года
Насколько важно для Volvo Trucks обновление линейки грузовиков FH с функцией I-Save видно хотя бы по тому, что в аэропорту Гетеборга всех гостей встречает новейший тягач с системой I-Save. В фирменном голубом цвете. Именно такие грузовики стали на 7% экономичнее своих прошлогодних аналогов.
I-Save и -7%
Постоянное ужесточение экологических норм в последние годы привело к тому, что производителей заботили в первую очередь показатели выбросов, а экономичность отошла на второй план. Да и надо признать, что инженеры выжали из современных дизельных двигателей уже максимум. Поэтому, в последние годы прогресс по экономичности замедлился. И по этой причине, целый ряд усовершенствований, которые предпринимали инженеры во время модернизаций на выходе давал реальную экономию максимум 1%. Но так было до появления системы I-Save. Это просто-таки огромный прыжок вперед. 7% экономии – это сродни революции.
В целом, Volvo FH с функцией I-Save уже позволяет экономить до 7% топлива, притом без ущерба для ходовых качеств. Рецепт такого снижения оказался в комплексной работе мотористов, электронщиков и инженеров. 3% экономии были достигнуты за счет нового мотора Volvo D13TC (Turbo Compound). Кстати, в линейке доступны версии FH460 TC и FH500 TC экологического стандарта Евро-6 мощностью 460 и 500 л.с. соответственно.
В новом двигателе Volvo Trucks реанимировали старую идею турбокомпаунда, когда выхлопные газы вращают не только турбину турбонаддува, но и частично помогают вращению коленчатого вала, и реализовали ее на новом уровне. Проще говоря, Turbo Compound – это еще одна турбина, которая размещена после турбокомпрессора в выхлопной системе и обеспечивает повторное использование избыточного тепла и энергии выхлопных газов. Такое решение придумали тоже в Швеции и применяли в 80-х, но из-за небольшогоэффекта тогда от него отказались. Кроме того, в двигателе Volvo D13TC используются поршни с запатентованной внутренней волнообразной структурой, которая оптимизирует процессы сгорания и повышает производительность.
Результат на этот раз оказался более чем ощутимый. В новом двигателе D13TC удалось повысить крутящий момент на 300 Н∙м, а это означает меньше затрат топлива для поддержания постоянной скорости движения. В эпоху, когда резервы повышения экономичности традиционными решениями уже были почти исчерпаны, такая прибавка оказалась весьма кстати. И это на силовой установке того же объема.
Но исполнение I-Save не ограничилось одной только модернизацией двигателей. Еще 4% экономии пришлись на другие комплексные усовершенствования, среди которых оптимизированное передаточное число в задних мостах, улучшенная аэродинамика, обновленное ПО двигателя и автоматической коробки передач I-Shift, обновленный круиз-контроль I-Cruise с функцией I-Roll и новым поколением системы топографии I-See, функция выключения двигателя на холостом ходу, шины с низким коэффициентом сопротивления качению и т.д.
Совокупное повышение производительности и модернизация основных систем позволили реально сократить расход топлива на грузовике на 7%. А вот на сколько это работает в реальных условиях, нам и предстояло убедиться.
В роли дальнобойщика
Для тест-драйва были предоставлены несколько версий тягачей с колесной формулой 4*2 с двигателями 460 и 500 л.с. с новейшей системой I-Save (на фото голубого цвета) и без нее (серого цвета). Тягачи работали в паре с гружеными полуприцепами Schmitz Cargobull. Общая масса автопоезда составляла ровно 40 т.
Маршрут движения составлял 320 км. И был поделен на 4 этапа. Это означало, что была возможность проверить каждый из грузовиков (460 и 500 л.с.) с системой I-Save и без нее и сравнить их работу. Все в одинаковых условиях.
Основная разница, которая ощущается буквально с первых метров, - дополнительные 300 Нм крутящего момента для FH500 TC, которые доступны на версии тягача с турбокомпаундным мотором. За счет повышенной тяги получается более динамичное ускорение при меньшем расходе топлива. При этом максимальный крутящий момент доступен уже с 900 об/мин двигателя. На версии без турбокомпаунда максимальный момент (2500 Нм) достигается с более высоких (от 980) оборотов. Это именно те характеристики, которые может ощутить водитель.
Еще одним важным фактором при езде на тягачах, оборудованных системой I-Save, стал пониженный шум работы двигателя. За счет смещения в меньшую сторону рабочего диапазона оборотов была зафиксирована более тихая работа двигателя. Чтобы достичь оптимальной динамики и производительности обороты двигателя рекомендуется держать в районе 900-1100 в минуту. В режиме же крейсерской скорости на круиз-контроле и для получения максимальной производительности мотора обороты находятся в пределах 1000 об/минуту.
Отметим еще одно преимущество новых моторов с турбокомпаундом и оптимизированной автоматической коробкой I-Shift. В частности, 500-сильные версии были оснащены коробкой с двумя сцеплениями Dual Clutch, которая дает возможность переключать передачи без разрыва потока мощности. На практике это означает, что при переключении передач КПП нет разрывов и провалов в работе двигателя. Т.е. двигатель работает ровнее, обороты не выходят за пределы «зеленой» зоны, а грузовик имеет оптимальную динамику разгона при минимальном потреблении топлива.
Напомним, что двигатель Turbo Compound оснащен системой рециркуляции выхлопных газов с водяным охлаждением, который уменьшает объем выбросов оксида азота в процессе сгорания. Это, в свою очередь, уменьшает потребность в AdBlue и способствует снижению затрат для владельцев грузовика.
Ближайшее и дальнее будущее Volvo Trucks и Renault Trucks
Сколько экономим
Но кроме ощущаемых изменений, были и такие, которые сложно почувствовать, но они незримо приносят результат. Остановимся на работе круиз-контроля с функцией I-Roll и системой I-See, которую нам удалось испытать на практике. Кстати, обновленная система I-See, которой комплектуются Volvo FH, работает и в Украине (даже если нет доступа в интернет) и наиболее эффективна на дорогах, имеющих множество спусков и подъемов (вспоминается Одесская трасса и дорога из Украины в западном направлении).
Система I-See учитывает топографию местности и заблаговременно разгоняет тягач перед подъемом, чтобы пройти его с минимальным потреблением топлива. Либо же, заранее зная перепад высот на местности, перед спуском не разгоняет тягач до установленной скорости, а, ожидая скорый уклон, наиболее оптимально расходует топливо. При этом система знает даже уклоны в 1-2 градуса, невидимые человеческим глазом, что также позволяет экономить и оптимизировать количество циклов ускорения для поддержания постоянной скорости движения. Другими словами, на каждом подъеме-спуске система отыгрывает граммы топлива, которые на дальнем маршруте выливаются в дополнительные литры.
Volvo Trucks внедрила систему предупреждения об опасной дистанции Distance Alert
Volvo Trucks начала испытания беспилотного электрогрузовика в Швеции
Volvo Trucks начинает эксплуатацию автономных грузовиков Volvo FH
В Volvo Trucks подчеркивают, что решения I-Save наиболее выгодны для тех клиентов, чьи автомобили преодолевают больше 120 000 км в год. Ведь та экономия в 7% означает снижение расхода топлива на 2-2,5 л/100 км. В год это тысячи Евро экономии!
Но вернемся к нашему тест-драву. На новых Volvo FH по дорогам Швеции расход топлива груженых 40-тонных фур составлял 32-34 л/100 км. Однако, это на небольших участках в пределах 70-90 км и по однополосным извилистым дорогам. При движении по автобанам показатели уже другие. Например, новые версии грузовиков Volvo Trucks с системой I-Save укладываются в средний расход топлива 24-25 л на 100 км пробега. Это отличный результат для 13-литрового двигателя. Так, что можем смело подтвердить, что I-Save реально работает и позволяет экономить.
Но здесь следует отметить, что достичь таких показателей во время теста смогли только опытные водители – яркий пример того, что инвестировать необходимо не только в современный грузовик, но и в обучение водителей. Такие тренинговые программы есть у «Вольво Украина» и они окупятся сэкономленными литрами, которые выльются в тысячи евро за год. Ну а обновленные Volvo FH с системой I-Save уже доступны для заказа в Украине.
Volvo Trucks разработала специальные версии тягачей для Украины
|