Еще буквально пять лет назад, на производство автомобильных компонентов у нас в стране возлагали большие надежды. Планировали, что если не удалось привлечь в страну зарубежных автогигантов, получится хотя бы завлечь к нам крупных производителей запчастей и комплектующих. Создать мощные промышленные кластеры, которые смогут обеспечивать всем необходимым не только отечественную автомобильную отрасль, но и экспортировать продукцию за рубеж.
Из-за непродуманной автомобильной политики Украина только за год потеряла 19,2 млрд. грн доходов и «убила» ЗАЗ
Какие автозаводы закроются в Украине и мире
Ровно 10 лет назад карта поставщиков автомобильных компонентов, по данным «Укравтопрома», выглядела так
И это – крупнейшие из них. Сегодня, многих из них уже нет. Причин несколько. Некоторые предприятия остались в зоне военных действий и в оккупированном Крыму. Многие перестали работать из-за сокращения производства автомобилей в Украине – ведь их продукция в больших объемах стала не нужна.
Одним из положительных примеров можно считать основание в 2005 году ЗАЗом СП с мировым производителем выхлопных систем Bosal Nederland BV (БОСАЛ). Только в 2007 году было произведено около 160 тыс. комплектов выхлопных систем. В 2017 году СП произвело свыше 250 тыс. комплектов выхлопных систем, из которых 92% поставлено на европейский рынок. В 2018 году у СП планы произвести и поставить на рынок Европы, в торговую сеть БОСАЛ около 390 тыс. комплектов выхлопных систем. И эти комплектующие будут установлены на модели Renault, Peugeot, Opel, VW, Audi, MB. Но, как часто бывает, это, скорее, исключение из правил.
«ЗАЗу» грозит неминуемое банкротство
У Украины может появиться шанс стать производителем электромобилей. Но риски тоже есть
Только среди поставщиков Запорожского автомобилестроительного завода, по данным профильной Ассоциации "Укравтопром", на территории Донецкой области осталось 25 предприятий. А в Луганской – 11 предприятий. Среди них изготовители резино-технических изделий, радиаторов, инструментов, пружин, изделий из цветных металлов, которые используются в производстве автомобилей.
Но намного больше производителей автомобильных компонентов ЗАЗ потерял не от военных действий на Востоке страны. А из-за катастрофического сокращения объемов производства автомобилей на предприятии. По данным Ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство автомобилей на ЗАЗе обеспечивало 714 поставщиков (566 украинских, 41 – из стран СНГ, 107 – из стран дальнего зарубежья). В прошлом 2017 году количество поставщиков ЗАЗа уменьшилось до 498 (383 украинских, 28 из стран СНГ и 87 – из дальнего зарубежье). А на каждом из 183 таких предприятий был свой коллектив. А это - семьи, дети, не говоря уже об отчислениях налогов в бюджет. И судя по тому, как на ЗАЗе сократился выпуск автомобилей, в зоне риска еще 383 малых и больших предприятий. У них теперь не будет заказов с ЗАЗа. И это – необратимый процесс. Такой же, как и в стране в целом.
ГФС подсчитала, сколько дохода принесли Украине новые и б-у автомобили за 2017 год
Производство автотранспортных средств на ЗАЗе:
2013 – 22032 шт.
2014 – 13144 шт.
2015 – 3949 шт.
2016 – 526 шт.
2017 – 1682 шт.
И если еще 10 лет назад Украина могла похвастаться квалифицированной рабочей силой и рассчитывать на технологичное производство, то сегодня картина иная. В основном, у нас остались те компании, которые пришли в Украину не за квалифицированной, а за дешевой рабочей силой. И даже, если ситуация начнет налаживаться, квалифицированный персонал невозможно будет набрать в одночасье. Во-первых, он разбежался, эмигрировал, поменял квалификацию. Во-вторых, новых людей еще нужно выучить. То есть – может сложиться ситуация, когда реализовывать даже самые интересные и нужные для страны проекты, будет попросту некому. Яркий пример тому – попытка японской компании Fujikura открыть простейшее производство жгутов электропроводки в г. Немиров Винницкой области. Набрать персонал под это производство оказалось архисложно, притом, что и особых требований к работникам в компании не выдвигали. Еще сложнее будет возродить машиностроительные проекты, где уже нужны работники высокой квалификации. Разрушать всегда легче, чем созидать. И на восстановление промышленного потенциала тех же поставщиков ЗАЗа, даже если появятся инвестиции и спрос, могут уйти годы.
Сколько времени еще осталось у ЗАЗа?
|