Начнем с фактов и концептов, ведь именно последние демонстрируют, чего ждать в ближайшем будущем. И нередко (но не всегда) именно так и происходит. Хотя, по большому счету, уже сегодняшние умные электронные помощники водителя, это – почти автопилот.
Какие возможности скрыты в Mercedes-Benz
Показательно (но не особо радостно), что свежие образцы автомобилей с автопилотами презентовали на выставке потребительской электроники CES-2017 в Лас-Вегасе. Намек на то, что в ближайшем будущем автомобиль превратится в обычный гаджет? Да еще и из отдела электротоваров
На CES-2017 Honda привезла концепт под названием NeuV. Разработанная для него система HANA (Honda Automated Network Assistant), не только «сканирует» самочувствие и настроение владельца и предлагает ему помощь или развлечения. Этим сегодня никого не удивить. У NeuV имеется искусственный интеллект, который отвечает за хозяйское использование авто. HANA будет сдавать автомобиль в аренду, пока хозяин спит или находится в офисе. И даже по пути на работу система станет предлагать подвезти пассажира. То есть – «грачевать». Кроме того, HANA сама выберет время для зарядки, когда действует наиболее низкий тариф на электричество. А излишки энергии умная система может обратно продать в общую сеть. Естественно, есть у NeuV и нормальный автопилот.
Там же – в Лас-Вегасе, глава Альянса Renault-Nissan Карлос Гон анонсировал дальнейшее продолжение сотрудничества компании Nissan и Альянса Renault-Nissan с компанией Microsoft, по созданию нового поколения технологий подключения автомобилей к сети (Connected cars). Автомобили, подключенные к сети Интернет, являются воплощением стратегий Nissan Intelligent Driving и Nissan Intelligent Integration. Общаясь между собой, эти авто не только будут информировать друг друга о дорожной ситуации и предупреждать о каких-то неожиданностях. Они способны совершенствовать свой искусственный интеллект. То есть – станут развиваться, для того, чтобы без проблем возить своего хозяина без его присутствия за рулем. Это произойдет благодаря технологии «Seamless Autonomous Mobility» (SAM), созданной на основе разработок NASA.
И, к слову, интеллектуальными способностями Карлос Гон пообещал наделить уже ближайшее поколение Nissan Leaf. Новинку ждут к концу 2019 года. Между прочим: Новый Leaf будет делить платформу и трансмиссию с Renault Zoe. Этот электрокар уже в нынешнем году появится в Украине. Но интеллектуалом станет следующее поколение Zoe.
По информации AUTO-Consulting, уже в 2017 году первое поколение автопилота предложат на кроссовере Nissan Qashqai. А к 2020 году его получат десять моделей японской марки.
К 2020 году компании Audi и NVIDIA также намерены вывести на дороги робомобили с системой искусственного интеллекта. Передовые технологии отрабатываются на кроссовере Audi Q7 Deep Learning Concept. В основе программного обеспечения — глубокие нейронные сети, которые специалисты Audi и NVIDIA целенаправленно обучали автономному вождению и распознаванию динамических сигналов, регулирующих дорожное движение. Методы обучения, используемые для Audi Q7 Deep Learning Concept, схожи с методами глубокого обучения с подкреплением (Deep Reinforcement Learning). Машина, по сути, учится у человека — в данном случае у водителя.
Техническую начинку прототипа Toyota Concept-i, показанного на CES-2017, создало, расположенное в Сан-Франциско, подразделение Toyota Innovation Hub. Основной изюминкой Concept-i стала продвинутая система искусственного интеллекта Yui, по взаимодействию автомобиля и водителя. Yui способна запоминать маршруты, заранее оплачивать место на парковке, выбирать наиболее удобный вариант подъезда, следить за состоянием здоровья владельца и его настроением. Естественно, Yui имеет функцию автопилота, а также передает важную информацию другим участникам движения с помощью сообщений на внешних кузовных панелях. В случае, если водитель берет управление машиной на себя, Yui подчиняется, но включает режим ненавязчивых подсказок.
Концепт Chrysler Portal, разработанный для поколения Y Portal тоже умеет ездить сам. Обещают, что электрокар вскоре сможет узнавать хозяина визуально и по голосу.
Не смотря на перечисленные выше диковинные способности робомобилей, у автомобилей с автопилотами, понятное дело, немало проблем. И помимо юридических (кто будет отвечать в случае аварии: водитель, производитель автопилота или производитель авто), есть еще и проблема унификации. До сих пор не разработана единая система требований к автомобилям с автопилотом и нет единых мировых критериев оценки их эффективности и безопасности. То есть – нормативов, в соответствии с которыми, автопроизводитель мог бы заявить, что его робокар соответствует законам той или иной страны. А значит – законно и его появление на улицах, и испытания прототипов.
Например, на одном из крупнейших мировых авторынков – в Китае, собираются заложить национальные стандарты коммуникаций автомобилей друг с другом, и автомобилей с окружающей инфраструктурой только в 2018 году. Более определённые стандарты будут утверждены в 2020–2025 годах. И им будут обязаны следовать все без исключения автопроизводители, желающие продавать авто на рынке Китая. Ведь, на сегодняшний день об общих для робомобилей стандартах не могут договориться между собой даже 3 крупнейших японских автопроизводителя. Не говоря уже обо всех остальных.
В январе Министерство транспорта США объявило о создании федерального комитета по автоматизации, который будет способствовать формированию автономной автомобильной промышленности. Комитет станет создавать и внедрять не только автономные автомобили, но и поезда, автобусы, самолёты и беспилотные летательные аппараты. Среди членов комитета вице-президент компании Apple по вопросам окружающей среды, политики и социальных инициатив Лиза Джексон (Lisa Jackson), генеральный директор компании Waymo, созданной на базе подразделения самоуправляемых автомобилей Джон Крафчик (John Krafcik), мэр Оклахома-Сити Мика Корнетта (Mick Cornett), сооснователь Lyft Джон Циммер (John Zimmer) и другие.
В Швеции, традиционно, на многое смотрят проще и демократичнее. Поэтому, компания Volvo еще в прошлом году объявила о том, что намерена раздавать автономные (как их называют в Volvo) автомобили с автопилотами в семьи из Гетеборга. Там неподалеку находится завод Volvo, поэтому, в случае поломки, ее легко будет найти и устранить. Первую такую семью уже представили широкой публике на автосалоне в Детройте. Всего семей и автономных авто будет 100! В планах шведского производителя, в соответствии с проектом «Drive Me», представить на рынке автомобиль с полностью автономным управлением до 2021 года.
Репортаж с завода Volvo: Ватикан и Монако вместе взятые
В Украине, понятное дело, таких стандартов и, соответственно, сроков их введения, и близко нет. Тем не менее, как видим, даты официального массового появления автомобилей с автопилотами на дорогах общего пользования, «крутятся» около 2020-го. А это, между прочим, всего через 3 года!
В Украине также ведутся разработки системы беспилотного управления, притом занимаются ею отечественные программисты. AUTO-Consulting уже рассказывал о создании дистанционно- управляемого автомобиля КрАЗ Спартан. Но те же ребята из запорожской компании работают и над созданием отечественного «беспилотника» с автономным управлением.
Тест-драйв беспилотного автомобиля КрАЗ Спартан. Видео
Когда Карлос Гон рассказывал в Лас-Вегасе о системе автономного управления Nissan, в пример приводилась ситуация, когда произошло ДТП. Как поведет себя автопилот в зоне, где полицейские регулируют движение вручную, возможно в разрез с разметкой дороги и сигналами светофора? Ответ был простым: передаст управление водителю.
Так что, не стоит расслабляться раньше времени.
НО! По информации AUTO-Consulting, компания Nissan сообщила о намерении уже в нынешнем феврале начать первые испытания самоуправляемых автомобилей на европейских дорогах общего пользования. Тестирование робомобилей будет проводиться в Лондоне. На публичные дороги выведут электрические Leaf, оснащённые набором датчиков и камер, а также бортовым вычислительным комплексом системы автопилотирования. Помимо Великобритании, в этом году Nissan начнёт проводить эксперименты в Японии. Но уже для беспилотных коммерческих автомобилей.
Тест-драйв беспилотного автомобиля КрАЗ Спартан. Видео
|