15 декабря стало известно, что госкомиссия по планированию и развитию Китая собирается запретить строительство и расширение автомобильных производств, а банкам рекомендует не выдавать на эти цели кредиты. До этого Китай, напротив, стимулировал максимальное расширение выпуска машин. Пошлины на ввоз готовых иномарок были повышены до 170% , а собственное производство в Поднебесной открыли почти все мировые автогиганты. |
Например, объем производства Volkswagen в Китае достигает 400 000 машин в год (для сравнения, весь российский рынок новых иномарок составляет 110 000 - 120 000 автомобилей).
"Инвестиции в китайский автопром - это как раз тот случай, когда все чересчур. Чересчур много, чересчур поспешно, чересчур активно, - считает президент Autimotive Resources Asia Майкл Данн. - Если правительство Китая не вмешается, прибыли автопроизводителей в этой стране могут упасть до нуля". Только в ноябре выпуск машин в Китае возрос на 18%, а цены на них увеличились на 4,6%. "Перегрев" в автомобилестроении привел к дефициту генерирующих мощностей, которые не могут обеспечить возросшее потребление энергии, и к росту цен на сырье. Например, по оценке Goldman Sachs, в 2004 г. цены только на железную руду в Китае повысятся как минимум на 15%.
"Дальше Китай ждет обвальное падение цен на продукцию автопрома", - прогнозирует Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. Платежеспособный спрос на автомобили в этой стране намного ниже, чем, например, в США, напоминает директор по стратегии "Северсталь-Авто" Алексей Рахманов. При этом автомобили стоят в среднем на 70% дороже, чем в Америке.
Проблемы китайского автопрома нельзя переносить на отечественный. Там совсем другая ситуация и она спровоцирована другими факторами.
Инф. "Ведомостей"
|