На сегодняшний день, ситуация такова: Европа недавно обогнала Китай, как рынок №1 в мире по продажам электрифицированных автомобилей. Но она, по-прежнему, отстает в создании самого ценного компонента в этих транспортных средствах - аккумулятора. Опираясь на многолетний опыт работы на рынке бытовой электроники, как в европейском, так и в мировом производстве аккумуляторов доминируют азиатские поставщики. Это - южнокорейская LG Chem, Samsung и SK Innovation, китайская Contemporary Amperex Technology Limited (CATL) и японская Panasonic. Европейские автопроизводители либо импортируют аккумуляторные батареи с огромных азиатских заводов этих компаний, либо покупают на их предприятиях в Польше и Венгрии.
Вот, как все выглядит сегодня, по данным LMC Automotive:
● CATL: Завод мощностью 32 ГВт/ч в Эрфурте, Германия, с клиентами, включая BMW и Volvo, откроется в 2022 году.
● LG Chem: завод мощностью 10 гВт/ч с планами расширения до 65 гВт/ч во Вроцлаве, Польша , поставляет аккумуляторы для Audi, Daimler, Jaguar, Volvo и VW.
● SK Innovation: завод мощностью 7,5 ГВт/ч с планами довести до 17,3 ГВт/ч к 2022 году в Камароме, Венгрия, поставляет аккумуляторы для VW.
● Samsung SDI: завод мощностью 3 ГВт/ч в Гоеде, Венгрия , будет поставлять аккумуляторы для BMW и VW, начиная с 2021 года.
Но в ЕС хотят изменить ситуацию. И если все пойдет по плану, произойдут такие изменения совсем скоро. Ведь перспективы у электрокаров многообещающие.
Как в Германии пытаются продлить эру двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Цены на электромобили вскоре сравняются с ценами на авто с ДВС
Перспективы и финансы
Сегодня в Европе доля электрифицированных (подключаемых к сети гибридов и полностью электрических) транспортных средств составляет, примерно 10%. К 2030 году она, по прогнозам LMC, превысит 30%. И это будет 5 млн легковых автомобилей. Поэтому, к 2030 году Европе потребуется от 400 до 500 ГВт/ч годовой производственной мощности только для электрифицированных легковых автомобилей. Сегодня есть примерно 50 ГВт/ч, к концу 2022 года потребность будет 120 ГВт/ч. Так что, по оценкам LMC, к 2032 году Европе потребуется, как минимум, 25 гигафабрик с производительностью 24 ГВт/ч каждая. А средняя стоимость одной такой гигафабрики - 1,5 млрд евро.
Сейчас в разработке около 10 крупных и заслуживающих доверия проектов. Поэтому, Европа теперь является глобальным центром инвестиций в аккумуляторные батареи, даже опережая Китай. Общий объем финансирования на данный момент составляет 100 миллиардов евро, что в 30 раз больше, чем в 2017 году.
Смогут ли водородные автомобили стать альтернативой электрокарам
К 2024 году цена электромобилей и авто с ДВС сравняется. Прогноз от UBS
Зачем отдавать деньги и рабочие места
Если Европа уступит Азии лидерство в области аккумуляторов, на кону будут миллионы рабочих мест. Ведь те работники, которые освободятся с предприятий по производству ДВС, вполне могут трудоустроиться на гигафабриках аккумуляторов.
В последние годы некоторые автопроизводители столкнулись с нехваткой аккумуляторных элементов, что привело к остановкам или замедлению сборки. Кроме того, некоторые производители аккумуляторов использовали такую ситуацию, чтобы добиться более высоких цен. Но когда цена аккумулятора достигает 30% от стоимости автомобиля, автопроизводителям это уже не выгодно.
Так что вполне естественно, что автопроизводители хотят контролировать производство аккумуляторов. В том числе, и чтобы влиять на их цены, и иметь возможность реагировать в случае нехватки мощностей. Автопроизводители также хотят иметь диверсифицированную базу поставок, чтобы избежать таких проблем, как отзыв автомобилей из-за возгораний аккумуляторов, объявленный Ford и Hyundai.
Кроме того, по словам генерального директора PSA Group Карлоса Тавареса, собственная цепочка поставок аккумуляторных элементов снизит затраты на производство электромобилей примерно на 10%. И поможет сократить разрыв в прибыли между автомобилями с двигателями внутреннего сгорания и электромобилями. Кроме того, Таварес сказал, что «Со стратегической точки зрения нецелесообразно отправлять 50 процентов своей общей стоимости в Китай». Поэтому, PSA инвестирует 1 миллиард евро в совместное предприятие с подразделением Total Saft для производства аккумуляторов не только для брендов PSA, но и для Stellantis - компании, которая появится, если PSA и Fiat Chrysler Automobiles завершат слияние.
Чтобы иметь собственные гигафабрики по производству аккумуляторов, еще в 2017 году Европейская комиссия основала Европейский аккумуляторный альянс. Его задача - продвижение и поддержка производства аккумуляторов и выявление перспективных проектов для финансирования. Два года спустя комиссия задействовала механизм под названием IPCEI (Важный проект, представляющий общеевропейский интерес), чтобы утвердить в общей сложности 3,2 миллиарда евро государственной помощи в семи странах (Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Польша и Швеция). Это деньги на ускорение исследований и производства аккумуляторов. Они, в свою очередь, откроет дорогу для дополнительных 5 миллиардов евро частных инвестиций. Даже Европейский инвестиционный банк недавно заявил, что в 2020 году он профинансирует 1 миллиард евро на проекты аккумуляторных батарей. Это больше, чем за 10 предыдущих лет.
Сколько доплачивают за покупку электромобиля в разных странах ЕС
Прогноз продаж электромобилей в странах ЕС на ближайшее время
Собственные гигафабрики
Важнейший вопрос для любого автопроизводителя - делать ли ключевую деталь или покупать ее у поставщика? Когда речь идет об аккумуляторах, то если автопроизводители начнут их делать сами, наверняка столкнутся с конкурентами. И у этих конкурентов уже есть преимущество в химии и производственных процессах. А сдвиг технологий, например, в сторону твердотельных батарей, может оставить автопроизводителей позади, после того, как они уже вложат сотни миллионов евро в собственное производство. Так что тут все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы сильно не рисковать в одиночку, крупные европейские автопроизводители готовятся открыть свои собственные гигафабрики в сотрудничестве с партнерами. Например, Northvolt из Швеции или Total из Франции. К этому тренду хотят присоединиться и стартапы. Например, британская Britishvolt и французская Verkor.
PSA в настоящее время получает аккумуляторные ячейки от азиатских заводов CATL. Но скоро появится совместное предприятие с французским энергетическим гигантом Total под названием Automotive Cells Company. Оно уже в 2023 году будет иметь два завода по производству аккумуляторов в Европе. Один - во Франции (вероятно, в восточной части страны, где сосредоточены заводы PSA). И один - в Германии для Opel.
Группа Renault, сейчас закупает аккумуляторы у LG Chem. Но здесь хотят присоединиться к предприятию PSA-Saft, которое получило поддержку со стороны правительств Франции и Германии, а также ЕС.
Tesla, строит свой первый сборочный завод в Европе недалеко от Берлина. Здесь же будет и гигантский завод по выпуску аккумуляторов.
Когда дело доходит до аккумуляторов, Volvo также твердо придерживается философии «местный - местный», даже если компания не будет производить свои собственные элементы питания. Их стратегия на будущее - иметь местные поставки аккумуляторов в Америке, Европе и Китае.
Daimler скептически относится к погружению в производство аккумуляторных батарей. Вместо этого Daimler приобрел долю в китайском производителе ячеек Farasis Energy. Farasis планирует построить завод в Биттерфельд-Вольфен, Германия, на котором будет создано до 2000 новых рабочих мест. Но это предприятие не станет единственным поставщиком для Mercedes-Benz.
BMW строит экспериментальный завод по производству электролизеров в Парсдорфе, недалеко от Мюнхена. Отдельно BMW взяла на себя обязательство использовать часть продукции шведского производства Northvolt. А также имеет исследовательские проекты с Northvolt и Umicore - бельгийской компанией, работающей над катодами.
Самый крупный игрок - Volkswagen Group, вложившая десятки миллиардов евро в разработку электромобилей многих своих брендов. VW готовится построить завод по производству аккумуляторов в Зальцгиттере, Германия, в рамках совместного предприятия с Northvolt. Завод запустят в конце 2023-го или в начале 2024 года с начальной мощностью 16 гигаватт-часов. Но это будет лишь небольшая часть потребности VW Group в электроэнергии, которая, по словам компании, к 2025 г составит 150 ГВт/ч .
Как дешевеют подержанные электромобили. Сравниваем динамику падения цены на электрокары и авто с ДВС
Грузы на электротяге: У каких коммерческих фургонов уже вышли электрические версии
Как все будет
LMC Automotive прогнозирует, что к 2032 году Европе потребуется около 25 заводов по производству аккумуляторных батарей со средней годовой мощностью 24 ГВт/ч каждый. Это основные заводы, которые начали производство или планируют сделать это в ближайшие 4 года.
Полная европейская производственно-сбытовая цепочка аккумуляторов, от обработки материалов до вторичной переработки, может достичь оборота в 250 миллиардов евро в год. Но самое главное - обеспечить 4 миллиона рабочих мест. Это поможет смягчить удар перехода от ДВС к электромоторам.
Как в странах ЕС будут поддерживать автопром и кто от этого выиграет
Как коронавирус повлиял на планы по электрификации европейского автопрома
Вот предприятия, которые уже известны, по данным LMC Automotive:
Northvolt: Завод мощностью 16 ГВт/ч с планами расширения до 32 ГВт/ч в Скеллефтеа, Швеция, с клиентами, включая BMW, VW, Scania. Должен открыться в 2021 году.
VW Group / Northvolt : завод мощностью 16 ГВт/ч в Зальцгиттере, Германия, откроется к началу 2024 года.
PSA/Total-Saft : запланированы два завода по 24 ГВт/ч во Франции и в Германии. Открытие намечено на 2023 год.
Verkor: завод мощностью 16 ГВт/ч во Франции, если французский стартап сможет получить финансирование.
Britishvolt: завод мощностью 30 ГВт/ч в Сент-Атане, Уэльс. Открытие запланировано на 2023 год. Может поставлять аккумуляторы для Jaguar, Land Rover и Aston Martin.
Украины в этом списке и в этом плане большого европейского аккумуляторного прорыва, к сожалению, нет. Хотя, еще года четыре назад, наши высокие чиновники рассказывали о больших перспективах страны в данном направлении. Мол, у нас есть и то, и сё. Может тогда какие-то перспективы у нас, действительно были? Но сейчас, Украины нет в списке приоритетов и даже в числе потенциальных мест для размещения новой перспективной отрасли экономики. Все идет к тому, что Украина опять проспит мощный европейский тренд и окажется у «разбитого корыта». Как это уже было с автомобильной индустрией.
Как Украина готовится к массовому выпуску электрокаров
Верховная Рада сделала первый шаг к стимулированию производства электромобилей в Украине. Какие льготы хотят давать?
|