Начать надо с того, что из-за остановки заводов и снижения спроса, кредитные рейтинги многих автомобильных компаний падают. А это значит, что средства, которые понадобятся им для возобновления и восстановления производства, когда пандемия COVID-19 окончится, обойдутся им дороже.
Так, например агентство Moody's Investors Service понизило кредитные рейтинги таких компаний, как BMW, Ford Motor и Toyota. Компания BMW, которая была европейским автопроизводителем с лучшим кредитным профилем, опустилась на один уровень - до А2. Рейтинг Ford упал до Ba2.
Коронавирус может стать причиной передела мирового автомобильного рынка
На прошлой неделе были также понижены рейтинги таких японских автомобильных компаний, как Toyota, Nissan и Honda. В соответствии с отчетом Goldman Sachs Group вспышка коронавируса может сократить прибыль этих японских компаний в размере 5 миллиардов иен. По мнению экспертов Moody's японские автопроизводители особенно уязвимы из-за связанного с пандемией падением спроса на автомобили. Поэтому, Toyota, которая имела самый сильный кредитный профиль среди японских автомобильных компаний, была понижена с Aa3 до А1. Honda была понижена с A2 до A3. А Nissan, который получил самую низкую прибыль за десятилетие, а также в связи со скандалом и арестом бывшего председателя совета директоров Карлоса Гона, имел и так невысокий рейтинг в японской тройке. Но в Moody's его понизили еще больше - с Baa1 до Baa3.
Сейчас в Moody's анализируют кредитные рейтинги и других автомобильных производителей. Это, в частности, General Motors, Daimler, Jaguar, Land Rover, PSA Group, Renault, Volkswagen, Volvo Cars и McLaren.
Какие же суммы могут понадобиться автопрому? Так по данным Bloomberg, уже сейчас Daimler, чтобы справиться с последствиями пандемии, ведет переговоры с банками об окрытии новой кредитной линии на сумму не менее 10 миллиардов евро.
Toyota просит кредитную линию на сумму 1 триллион иен ($9 миллиардов) у Sumitomo Mitsui Banking Corp. и MUFG Bank Ltd.
Fiat Chrysler Automobiles подписали соглашение о новой кредитной линии на 3,5 млрд евро с двумя банками, объявил автопроизводитель в четверг. Кредит может быть получен одним траншем с первоначальным 12-месячным сроком, который может быть продлен еще на шесть месяцев. Это 3,5 млрд. евро к уже существующим кредитным линиям FCA на сумму 7,7 млрд евро, в том числе - к линии на 1,5 млрд евро, которые компания уже начала использовать.
Volkswagen Group, возможно, придется сокращать рабочие места, если пандемия коронавируса не будет взята под контроль. На данный момент, как сообщил генеральный директор Herbert Diess немецкому телеканалу ZDF, автопроизводитель по-прежнему тратит около 2 миллиардов евро в неделю (!) на обслуживание своих предприятий по всему миру. По его словам, спрос в Китае снова растет, но пока достиг только половины докризисного уровня. В VW работает 671 000 человек, и в мире насчитывается 124 завода, из которых 72 находятся в Европе, а 28 - только в Германии. Пока в VW заявляют, что смогут обойтись без государственной поддержки, так как имеют возможность выпустить ценные бумаги на 15 млрд. евро.
Но с ценными бумагами автомобильных компаний сейчас тоже все не так просто. У некоторых их стоимость снизилась вдвое. Например, цена акций FCA упала с примерно 15 евро в конце октября прошлого года, когда было объявлено о предполагаемом слиянии с PSA, до менее чем 7 евро в прошлый четверг, при рыночной капитализации около 10,5 млрд евро.
Акции PSA упали с примерно 23 евро в конце октября, до примерно 12 евро в прошлый четверг при рыночной капитализации в 11,2 миллиарда евро.
В сложившейся ситуации, скорее всего, без государственной поддержки автопроизводителям никак не обойтись. Агентства кредитного рейтинга определили автомобильный сектор как отрасль, наиболее нуждающуюся в помощи. Поэтому, на прошлой неделе президенты ACEA, CLEPA, ETRMA и CECRA - европейских ассоциаций, представляющих производителей транспортных средств, поставщиков, производителей шин, дилеров и ремонтников, - написали письмо президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Лейен с просьбой оказать поддержку автомобильной отрасли. Для справки: в 2009 году, после финансового кризиса, европейский автопром получил 7,56 млрд. евро кредитов для восстановления.
В европейском автопроме работы могут лишиться 14 млн человек
Еще на прошлой неделе министр финансов Франции Бруно Ле Маре отметил, что автомобильная и авиационная промышленность страны нуждаются в государственной поддержке. У государства есть доля в Renault и PSA. Председатель Renault Жан-Доминик Сенар отклонил повторную национализацию автопроизводителя, но сказал изданию Le Parisien, что автопроизводитель может запросить правительственные гарантии.
В США в связи с коронавирусом уже готовят пакет экономической помощи на сумму 2 триллиона долларов США. Его называют «крупнейшим государственным вмешательством в экономику в мировой истории». Эта помощь также будет доступна для автодилеров и тысяч мелких поставщиков. Часть денег пойдет на поддержку автопрома. В том числе американского автопроизводителя № 1 General Motors, который получил прозвище «Правительственные моторы» после того, как в 2009 году ему выделили помощь в размере 50 миллиардов долларов. А также - 3 миллиарда долларов для стимулирования спроса.
Сегодня в GM также не исключают обращения за дополнительной помощью к правительству США, если продажи или производство автомобилей останутся замороженными. Пока GM, Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles приостановили производство автомобилей в Северной Америке по крайней мере до 30 марта. Но уже есть данные, что остановку предприятий продлят до 13 апреля.
Помимо непосредственной финансовой помощи автопроизводители и поставщики говорят и о других преференциях. В том числе - о 50-процентных налоговых льготах на заработную плату сотрудников, в течение 2-х лет. Поскольку, в той же GM в виде налогов на зарплату в 2018-м выплатили более $3,15 миллиардов.
Надо отметить, что приведенные цифры - это ориентировочные данные на сегодняшний день. Если карантин продлится, суммы могут увеличиться.
Ожидать ли в Украине дефицита автомобилей из-за закрытия границ
|