- Мы производим авто только для украинского рынка. Экспорт возможен только при полном цикле. К 2014 году мы активно инвестировали в производственные мощности для двух моделей - Skoda Rapid и Spaceback. Они должны были поставляться на российский и европейский рынки. Но после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе проект остановился. Сейчас данную продукцию производят в России. В VW Group есть два завода на территории РФ. А мы тем временем теряем возможности, несмотря на то, что у заводов Skoda огромный недостаток производственных мощностей. Но пока мы не можем занять эту нишу.
Почему «Еврокар» не может восполнить недостающие производственные мощности VW Group?
Есть несколько факторов. Один из них - Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, рассчитывая на открытие рынка Европы. Фактически европейцы его закрыли - пошлина на экспорт автомобилей в ЕС было 6,5%, а стало - 10%. Правда, к 2022 году пошлина должна обнулиться. Но сейчас эти условия невыгодны. Поэтому нужно садиться за стол переговоров и пересмотреть тарифные условия. Второй фактор: автомобилестроение - очень капиталоемкое, требует долгосрочных постоянных правил игры. Поэтому нужна системная поддержка государства.
Мы считаем, что за электротягой будущее. Но чтобы перейти к этому производству, нужны определенные условия со стороны государства. Почему импорт электромобилей освобожден от налогов, а производство - нет. В такой ситуации происходит фактически поддержка импорта и, следовательно, мы не можем рассматривать выпуск электрокаров как перспективный проект.
Украина фактически потеряла свой автопром, а мировые автоконцерны размещают мощности не у нас, а у наших соседей. Например, недавно Skoda Auto отказалась от намерения создать новый мультибрендовый завод в Украине. Почему это случилось?
Верно, а все потому, что Украина не смогла предложить конкурентоспособные условия. А вот другие страны готовы бороться за инвестиции. На текущий момент этот проект мульти брендовой завода объемом инвестиций 1,4 миллиарда евро находится на завершающей стадии. Но всегда можно попасть в последний вагон, если есть желание.
Что нужно сделать Украине для возрождения автопрома? Некоторые говорят, что необходимо создавать технопарки. А вы как считаете?
Если мы хотим привлечь Volkswagen, Toyota или Tesla, то должны создать инвестумовы не хуже, чем в соседних странах, например, как в Болгарии, Турции, Венгрии, Словакии. Это может быть бесплатное выделение площадки под строительство завода, создание инфраструктуры, преференциальный импорт компонентов, комплектующих и оборудования. Как правило, предлагается целый пакет стимулов. Кстати, Словакия даже возвращает 15% инвестиций. Результат очевиден - доля автопрома в ВВП этой страны составляет около 9%, в Украине - 0,01%. Безусловно, отношения с каждым производителем - индивидуальные, но мы должны брать пример с тех стран, которые борются за такие проекты и выигрывают.
В прошлом году «Еврокар» собрал 5660 легковых автомобилей. Сколько рассчитываете собрать за этот год?
В 2019 планируем собрать 6100 автомобилей. Причем план был сокращен в связи со снижением прогноза по рынку. Наш завод построен для полного цикла. Но запустить это производство имеет смысл, если объем выпуска одной модели составляет не менее 25 000 в год. При нынешних показателях продаж на рынке производство полного цикла экономически нецелесообразно. Даже крупноузловая сборка не имеет смысла. Мы этим до сих пор занимаемся вопреки экономическому содержанию, только для того, чтобы сохранить квалифицированный персонал.
Если говорить о полном цикле, то мы имеем на текущий момент установлено оборудование для производства 50 000 автомобилей в год, при этом возможно расширение производства, например, в пятисменном режиме с шестидневной рабочей неделей мы можем производить до 147 000 автомобилей в год.
Skoda вместе с «Еврокар» уже 20 лет. Какими они были
|