В Украине представили армейский внедорожник для замены УАЗов
Что выпускают
Корреспондент AUTO-Consulting уже не раз бывал на автозаводе Богдан в Черкассах, которому, к слову, в этом году исполняется 10 лет. На предприятии уже успели начать и закончить выпускать автомобили LADA, для которых была спроектирована отдельная ветка, Hyundai и JAC – на другой сборочной линии. Именно в этом цехе сейчас выпускают военную технику. На заводе на данный момент работает около 350 сотрудников, тогда как еще в 2009 г. количество персонала превышало 4 тыс. человек.
В Украине появился новейший автомобильный завод "Богдан"
Как делают автомобили JAC на заводе Богдан в Черкассах
Сегодня ассортимент выпускаемой продукции на заводе включает производство по нескольким направлениям. Первое – это грузовые автомобили Богдан-МАЗ, выпуск которых наладили в 2017 году. Автомобиль получил индекс 63172 и предназначен для нужд Вооруженных сил Украины и комплектуется двигателем производства компании WeichalPower (Китай).
Также на заводе освоили производство бронированной техники – бронеавтомобиля собственной разработки Богдан Барс-8, созданного на шасси Dodge Ram. Также в планах завода поставить на поток армейский грузовик 4х4, который должен заменить в армии ГАЗ-66. По словам представителей предприятия, такой грузовик должны показать уже летом этого года.
Новым масштабным направлением для «Богдан Моторс» стало производство внедорожников для армии. Они выпускаются в двух модификациях: санитарный Богдан 2251 и командирский Богдан 2351. У них разные назначения, конструкция и требования от ВСУ, но, по сути, они выполнены на одном и том же шасси китайского пикапа Great Wall Wingle 5, хорошо известного в нашей стране. Принципиальное отличие только в том, что санитарный Богдан-2251 делают на базе шасси GW Cargo с однорядной кабиной, а командирский Богдан-2351 получается из исходного пикапа GW Wingle с двухрядной кабиной.
Как будет выживать черкасский завод «Богдан» в кризис. Репортаж с завода
Почему «китаец»?
Основой для создания Богдан 2251 и Богдан 2351 стал полноприводный пикап Great Wall Wingle 5, который в свою очередь является лицензионным производством японского пикапа Isuzu Rodeo. Конструкция простая, достаточно надежная и проверенная временем. В том числе и на украинском рынке, где «гражданский» Wingle 5 продается уже много лет. Вопреки стереотипам, именно этот китайский пикап оказался довольно надежным. А учитывая его невысокую стоимость, и было принято решение сделать на его базе армейский автомобиль.
Перед запуском проекта, в «Богдан Моторс» изучали различные варианты и провели переговоры со многими производителями. Собственного шасси для такой техники в Украине нет. Европейские армейские модели очень дорогие и их поставку для Украины предстояло еще долго согласовывать. Как альтернативный рассматривался и армейский пикап Kia KM450 Military, который состоит на вооружении в армии Южной Кореи. Вариант с KIA изначально уже адаптирован под военные задачи и его легче было адаптировать под стандарты ВСУ, к тому же он имеет бОльший запас прочности. Но, при всех плюсах KIA KM450 оказался тоже довольно дорогим. И стало понятно, что на данном этапе ВСУ не может себе позволить технику по такой цене. Тогда и стало понятно, что предложить минимальную стоимость реально только на китайских агрегатах.
Таким образом, за основу был взят китайский вариант шасси Great Wall Wingle с одно- либо двухрядной кабиной. Тем более, что такая модель достаточно успешно используется в подобных целях в других европейских странах, например, пограничниками. Кроме того, в ходе предварительных испытаний базовый Great Wall Wingle прошел практически без рекламаций более 60 тыс. км в жестком режиме эксплуатации по дорогам и бездорожью в зоне проведения АТО. По итогам этих тестов и пожеланий рекомендаций ВСУ был проведен ряд доработок конструкции внедорожника.
Доработки и локализация
Внедорожники Богдан доработаны под нужды ВСУ силами конструкторов завода. В первую очередь, учитывая проблемы с качеством дизеля на передовой, им внесены изменения в конструкцию топливной системы, в частности фильтр и добавлен нагреватель топлива. Для санитарного автомобиля на заводе полностью изготавливается и устанавливается медицинский кунг. Он также уже прошел ряд усовершенствований, как после государственных испытаний, так и после эксплуатации первой партии автомобилей в войсках.
«Богдан» учел все замечания и готовит обновленную версию санитарных Богдан 2251
Стали известны характеристики авто, которым заменят армейский УАЗ в ВСУ
Для армейского внедорожника Богдан 2351 установлены более высокие требования по внедорожной проходимости и надежности. Поэтому модель получила усиленную подвеску и рулевое управление, внесены изменения в электрооборудование, усилена конструкция переднего и заднего бамперов. Специально для ВСУ, Богдан-2351 обувают во внедорожные шины BF Goodrich с развитыми грунтозачепами на протекторе.
Для каждой модели внедорожников Богдан предусмотрен свой производственный процесс. Собираются они на конвейере отдельно каждая модель по партиям, в зависимости от заказа ВСУ. Например, когда корреспондент AUTO-Consulting посетил завод в Черкассах, партия командирских внедорожников Богдан 2351 уже была собрана, проходила контроль качества и готовилась к отправке заказчику. А на сборочной линии находилось несколько десятков санитарных автомобилей. Процесс их сборки нам и удалось увидеть.
Производство
В основе санитарного Богдан 2251 лежит шасси с однорядной кабиной Great Wall Wingle Cargo, в которой могут разместиться 2 человека. Кабина и шасси поступают из Китая в собранном виде. На сборочной линии сначала вносятся доработки в топливную систему и электрооборудование, меняются диски и колеса на внедорожные BF Goodrich.
Параллельно изготавливается и окрашивается медицинский кунг. На сборочной линии он устанавливается на шасси и проходит процесс сборки и установки дополнительной медицинской комплектации: сидений, носилок, креплений, освещения и т.д.
Для армейских внедорожников Богдан 2351 предусмотрен более глубокий производственный процесс, связанный со сменой конструкции авто. Здесь уже используется модель Great Wall Wingle с двухрядной кабиной. На собранный автомобиль окрашиваются и устанавливаются дополнительные элементы: «кенгурятник», защита переднего бампера с подготовкой для установки лебедки, каркас тента, тент, окрашенные в цвет кузова колесные диски, обутые в шины BF Goodrich.
Кроме того, на «Богдан Моторс» усиливается подвеска. В частности, устанавливается усиленные рессоры, пружины, более длинноходные амортизаторы австралийского производства, специально предназначенные для внедорожных условий. В результате, удалось увеличить высоту кузова на 2 дюйма (около 5,1 см).
В «Богдан Моторс» считают, что такие изменения позволяют считать это уже не просто пикапом Great Wall, а фактически другим автомобилем. По этому его и назвали Богдан-2351 и заменяют эмблему китайского производителя на свою собственную.
Трудоемкость работ по превращению гражданского Great Wall в армейский Богдан довольно высокая. Так, за смену на заводе с конвейера сходит один автомобиль. Но в этом есть и свои плюсы. Зато и заводской отдел качества и военпред имеют возможность тщательно контролировать каждый автомобиль. Поэтому на заводе уверены в качестве техники, поставляемой для ВСУ.
Общие объемы производства засекречены, но по оценкам речь идет о производстве сотен автомобилей в год.
В Украине началось производство внедорожников для замены армейских УАЗов
В парк медтехники ВСУ уже поступили 100 санитарных Богдан 2251
Контроль качества
В Черкассах были удивлены негативным отзывам, которые распространяли СМИ о, якобы, бракованных санитарных Богдан. По крайней мере, вины завода в этом точно нет, а причина была в разбавленном топливе и игнорировании элементарных правил эксплуатации авто. В качестве доказательства, нам демонстрируют 5-ступенчатый контроль за качеством.
Начинается он еще на этапе прихода шасси. Следующий этап - включает производственный контроль, есть также внутренние заводские испытания и отдельная военная приемка. Но в «Богдан Моторс» не склонны все перекладывать только на военных и готовы оперативно, если нужно, провести доработку и внедрить рекомендации и устранить замечания Минобороны Украины. Кроме того, какой бы ни была простой техника (а Богдан-2351 очень простой в конструкции), необходимо также обучение водителей и качественное сервисное обслуживание. Поэтому в «Богдан Моторс» вместе с передачей техники, в распоряжение заказчика предоставляют руководство по эксплуатации, а также список рекомендуемых станций технического обслуживания. Именно на них можно обслужить и отремонтировать технику. Сейчас в планах и проведение обучения водителей и механиков. Комплект таких методологий сейчас разрабатывается.
Лучше ли Богдан, чем УАЗ?
Очевидно, что устаревшие УАЗ-469 в ВСУ давно пора менять. Да, по большому счету и мало уже какие из них на ходу. Единственным их преимуществом можно считать то, что их отремонтировать могут в любом гараже. Но сколько можно их ремонтировать и закупать запчасти в той же России?
Украинской армии нужен легкий неприхотливый армейский внедорожник не только для командиров, но и для снабженцев, подвоза боеприпасов, питания, вооружения и т.п. Конечно, Mercedes-Benz G-класс был бы для таких целей почти идеальным. Подаренные американцами Hummer HMMWV тоже подошли, только их эксплуатация оказалась очень дорогой для украинской армии.
AUTO-Consulting удалось узнать, что стоимость готового внедорожника с учетом всех доработок и изменений соизмерима с гражданской версией Great Wall Wingle 5. На сегодняшний день это около 610 тыс. грн. Или почти $23500. Много это или мало? И какой еще внедорожник можно было предложить военным за эти деньги?
Сколько было инвестировано в заводы «Богдан» за все время
|