К своему 90-летию DAF подошел в отличной форме. В активе производителя широкий модельный ряд грузовиков разного тоннажа, начиная от 7,5-тонных LF и заканчивая флагманскими XF. Группа PACCAR, куда входит и DAF, - №8 на мировом мировом рынке тяжелых грузовиков. В Европе продажи DAF стабильно растут и доля на рынке достигнет в 2018 году показателя 16%
Компания недавно сделала инвестиции в окрасочный комплекс, закупила новые роботы, обновляет прессовое производство и закончила строительство цифрового технического центра. Теперь DAF может дополнительно в год выпускать 70000 кабин и окрашивать их в 3000 различных цветовых оттенков, а программисты уже работают над технологиями будущего. Часть их этого будущего DAF решил показать журналистам в рамках празднования 90-летия. И не просто показать. А дать самостоятельно испытать и проехать. Разумеется, AUTO-Consulting принял такое приглашение.
Помните, за что DAF CF и XF получили титул «Грузовик года 2018»? Благодаря множеству инноваций, новым силовым агрегатам с высокоэффективными трансмиссиями TraXon и новым задним осям удалось добиться реального снижение расхода топлива на 7%. На двигателях Евро-6 – это очень много. К примеру, другие производители считают успехом снижение до 5%. Кроме того, DAF смог предложить и межсервисный интервал до 200000 км.
Назван грузовик 2018 года
Но как оказалось, у DAF уже готовы к следующему шагу и знают как еще больше понизить расходы перевозчиков и сделать их бизнес более эффективным. Свои будущие наработки DAF уже активно тестирует на концептуальных грузовиках. Побывал на полигоне DAF под Эйндховеном и корреспондент AUTO-Consulting..
Украинский рынок грузовиков за 2017 год вырос на 84%
DAF EcoTwin и Tellisys
Давно подмечено, что если грузовики едут в колонне на небольшом расстоянии друг от друга, то расход топлива у них заметно снижается (кроме первого). Но постоянно ехать друг за другом на дистанции 10-11 метров очень утомительно. А с системой DAF EcoTwin теперь это очень легко. Грузовики при помощи беспроводной связи обмениваются информацией друг с другом, а радар четко следит за впереди идущим авто.
Таким образом, если головной грузовик ускоряется, то система DAF EcoTwin передаст эту информацию на все остальные и они ускорятся с такой же динамикой. Ну а если главный грузовик резко затормозит, то все остальные сделают то же самое и автоматически, не дожидаясь реакции водителей. В итоге, роль водителя ведомых грузовиков сводится только к рулежке (пока). И каждый из участников такой колонны может в любой момент ее покинуть, а новые грузовики к ней присоединиться, разумеется если у них установлена подобная система.
А что это дает? Очень многое. К примеру, экономия топлива на ведомых грузовиках может достигать до 10%, водители фактически отдыхают, безопасность повышается, снижаются выбросы СО2, оптимизируется трафик на магистралях и т.п.. Одним словом, «игра явно стоит свеч». Остается только один вопрос: Как уговорить ведущий грузовик стать «вожаком» колонны?
Но преимущества движения в колоннах уже осознали почти все автопроизводители грузовиков и активно экспериментируют со своими системами Platooning. DAF же тут в явных лидерах. Он был выбран британской Лаборатории транспортных исследований (TRL) как главный партнер в 2-летнем эксперименте и испытанию такой системы на дорогах этой страны.
Как сообщил AUTO-Consulting член Совета директоров DAF Trucks, ответственный за разработку Рон Борсбум: «Нам еще нужно проделать огромную работу, испытать систему DAF EcoTwin во всех ситуациях и режимах и реально она может быть предложена рынку в 2022 году».
Еще одна инновация, над которой работают в DAF – это концепция TelliSys, позволяющая увеличить объем перевозимого груза на 20%. Звучит заманчиво. Но на таком DAF мы тоже проехались.
Секрет кроется во внутренней высоте самого полуприцепа, которая достигает 3 м. Это позволило размещать стандартные паллеты в 3 ряда и получить внутренний объем полуприцепа до 100 м3.
В рамках работы консорциума TelliSys компания DAF разработала тягач со сверхнизким сцепным устройством. Опустив шасси позади двигателя и установив чрезвычайно компактную заднюю подвеску в сочетании с колесами диаметром 22,5 дюйма на ведущей оси, инженеры DAF добились высоты седельно-сцепного устройства всего 85 см. Помимо этого, новый тягач с низким сцепным устройством оснащен облегченной 4,0-тонной поддерживающей осью с колесами диаметром 17,5 дюйма, что обеспечивает полную массу автопоезда 44 тонны. Проект очень интересный и позволил в рамках существующих ограничений увеличить объем перевозимого груза на 20%!.
«Гибридные» и электрические DAF
В DAF с опаской следят за инициативами европейских городов по запрету въезда транспорта с дизельными двигателями в города. А на чем же тогда возить товары? Придется их доставлять на терминалы и перегружать на электротранспорт. А это – дополнительные расходы, причем не малые.
Но в DAF уже вовсю работают над «гибридными» автопоездами, которые смогут заезжать в город в полностью электрическом режиме и бесшумно. Притом, DAF одновременно работает сразу над двумя принципиальными решениями: Convenient и Ecochamps.
DAF Convenient — это грузовик с параллельным гибридным приводом, оснащенный электромотором-генератором мощностью 120 кВт в сочетании с эффективным и экологичным двигателем PACCAR MX-11. В черте города DAF Convenient может переключиться на полностью электрический режим и запитывается от блока литий-ионных аккумуляторов совокупной емкостью 9 кВтч, что соответствует дальности поездки от 3 до 6 километров — в зависимости от условий. Обычно этого достаточно, для того чтобы въехать и выехать из центрального района города, доставив грузы по назначению. DAF Convenient внешне ничем не отличается от обычных XF – вся «начинка» спрятана внутри. Главное, что это абсолютно реальный грузовик, на котором мы проехались несколько километров по тестовому полигону DAF. Он легко разгоняется, преодолевает подъемы и не вызывает никакого дискомфорта в управлении.
Пока емкость батарей 9 квтч, но в DAF уже анонсируют, что со временем ее можно увеличить, тем самым наращивать пробег в электрорежиме.
Сразу после выезда из городской зоны подключается ультраэффективный и экологически чистый двигатель PACCAR MX-11 Euro 6 10,8 л. Аккумулятор в это время заряжается с помощью технологии рекуперации при торможении или от мотор-генератора, работающего в режиме зарядки.
Но DAF Convenient интересен не только электрической частью, но и инновациями в области аэродинамики. Так, его кабина и полуприцеп имеет ряд пассивных и активных аэродинамических компонентов для снижения сопротивления воздуха. К примеру, пластины решетки радиатора закрываются автоматически на основании ожидаемой нагрузки на автомобиль — а также на основании GPS-данных о положении автомобиля — для достижения наилучших аэродинамических показателей. Сзади на полуприцепе установлены закрылки, подобно самолетам, которые можно активировать вручную для улучшенной аэродинамики. Закрыты щитками и колеса полуприцепа, что также способствует лучшей обтекаемости автопоезда. Все это в комплексе дает дополнительно несколько процентов экономии топлива на автомагистралях.
На экономию топлива направлен и еще один «гибридный» проект DAF XF Ecochamps. Тут реализован другой принцип. В дополнение к дизельному установлен еще и электромотор мощностью 90 кВт, , элементы питания и преобразователь постоянного тока, который заменяет традиционный генератор и преобразует номинальное напряжение 300 В высоковольтного аккумулятора в стандартные 24 В.
DAF XF Ecochamps комплектуется компрессором кондиционера и насосом усилителя рулевого управления с электроприводом. Разработка последнего позволила полностью отключать дизельный двигатель во время движения по шоссе. DAF Ecochamps также применяет технологию регенерации энергии торможения и использует тепло отработавших газов для восстановления заряда аккумуляторов.
И если DAF Convenient ориентирован на использование электропривода только в черте города, то DAF XF Ecochamps применяет электропривод параллельно и при движении по магистралям. Есть здесь и 100%-ый электрорежим, который позволяет автопоезду проехать до 10 км.
Тесты показали, что DAF XF Ecochamps абсолютно реально может экономить 4-5% за счет «гибридной» технологии. И сейчас DAF испытывает обе концепции, чтобы предложить потребителям оптимальное решение.
Как сообщил AUTO-Consulting Рон Борсбум: «Гибридные технологии, а также некоторые интересные программы разработки полностью электрических приводов будут одной из главных тем экспозиции DAF на автосалоне коммерческих автомобилей IAA в Ганновере в этом году».
Как видим. DAF не страшит даже «дизельный запрет в европейских городах». А экономия топлива и повышение эффективности перевозок уже в ближайшие годы на DAF станут реальностью. Так, что свое 90-летие DAF Trucks отмечает с достоинством и с уверенностью в завтрашнем дне.
Киев-Эйндховен-Киев
|