Как уже сообщал AUTO-Consulting, с 1 мая нынешнего года стоимость полисов ОСАГО выросла примерно на 25%, а по некоторым данным – даже в полтора раза. Такой шаг связывали с тем, что МТСБУ планировало с 1 ноября 2015-го вдвое повысить лимиты компенсации по вреду, причиненному здоровью, до 200 тыс. грн, по материальному ущербу – до 100 тыс. грн. Инициатива вполне оправданная, так как из-за девальвации гривны многие ремонты уже не вписываются в прежние лимиты. Но в страховых компаниях в ноябре продолжают заключать договора максимум на 50 тыс. гривен.
Так повысились ли лимиты компенсации? - с этим вопросом AUTO-Consulting обратился в пресс-службу МТСБУ. Вот что нам ответили:
Моторное (транспортное) страховое бюро еще в 2014 году обратилось к Нацкомфинуслуг с предложением повысить страховые лимиты вдвое – до 100 000 гривен по имущественному ущербу, и до 200 000 гривен – за ущерб, причиненный жизни и здоровью.
В июле 2015 года Нацкомфинуслуг приняла решение о повышении страховых лимитов. Договора ОСАГО с учетом новых страховых сумм должны были начать заключаться с 1 ноября 2015 года. Но процесс согласования затянулся.
МТСБУ намерено ввести электронный полис ОСАГО
В МТСБУ заявляют, что на рынке появились фальшивые полисы ОСАГО
С дорог исчезнут продавцы дешевых полисов ОСАГО
Государственная регуляторная служба Украины, по результатам проведенной экспертизы проекта соответствующего распоряжения Нацкомфинуслуг на соответствие требованиям Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» пришла к выводу о его несоответствии принципам государственной регуляторной политики.
С целью разрешения этого и других вопросов в ДРС недавно создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам небанковского рынка, в состав которой вошли представители Нацкомфинуслуг, Ассоциации «Страховой бизнес», Лиги страховых организаций Украины, Украинской Федерации Страхования и Национальной ассоциации кредитных союзов.
МТСБУ рассчитывает, что вопрос будет решен в ближайшее время. Так, после ряда проведенных многосторонних консультаций планируется повторное обращение Нацкомфинуслуг к Государственной регуляторной службе. В случае положительного решения вопроса, новые лимиты вступят в силу не раньше февраля 2016 года. О принятии такого решения будет сообщено дополнительно.
Нынешнее повышение лимитов — объективная необходимость. Более того, это предусмотрено программой Президента и соответствует требованиям Директивы 2009/103/ЕС Европарламента о необходимости существенного повышения лимитов ответственности по договорам ОСАГО. В частности, в случае ущерба, причиненного жизни и здоровью - 1 млн. евро на одного пострадавшего или 5 млн. евро на одно страховое событие независимо от количества пострадавших и в случае имущественного ущерба - 1 млн. евро на одно страховое событие независимо от количества пострадавших.
МТСБУ выступает за ежегодное увеличение страховых сумм минимум вдвое, что позволит в течение следующих 10 лет приблизить украинские стандарты к европейским в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности.
Также МТСБУ обратилось к Нацкомфинуслуг с предложением повысить лимиты страховых сумм по «европротоколу». Это утвержденная законом форма урегулирования ДТП с участием одного виновного в ДТП и потерпевшего, не требующая вызова ГАИ или полиции и предоставления решения суда о сумме ущерба. По сути, урегулированием ДТП занимаются виновный и потерпевший, заполняя форму «европротокола». В частности, сегодня действует лимит по «европротоколу» в 25 тыс. грн. Предлагается увеличить его вдвое - до 50 тыс. грн. Повышение лимита объясняется резким ростом стоимости импортируемых запчастей и ростом стоимости восстановительного ремонта автомобилей. В случае принятия решения в предложенном МТСБУ виде, количество выплат, осуществляющихся в рамках урегулирования по «европротоколу» вырастет более чем вдвое. Это ускорит процесс оформления ДТП, резко снизит необходимость вызова полиции для урегулирования ДТП, так как для оформления ДТП в рамках «европротокола» справка ГАИ не нужна. Кроме того, урегулирование страховых событий сократиться, так как не будет необходимости ожидать решение суда с определением сумы нанесенного ущерба, что занимает несколько месяцев.
По результатам 9 месяцев 2015 года в рамках «европротокола» было урегулировано 12,2% страховых событий на сумму в почти 50 млн. грн. За прошедший год количество урегулированных дел в рамках «европротокола» возросло на 24%, а сумма выплат на 40%. У МТСБУ и у Нацкомфинуслуг нет ни единой жалобы от потребителей о том, что компании отказывают потерпевшему в выплате по ДТП, урегулированному в рамках «европротокола».
Как видим, обещанное повышение лимитов компенсации произойдет не раньше февраля. в лучшем случае. Таким образом, фактически, автомобилистов обязали почти год платить за полисы больше, ничего не предлагая им взамен кроме обещаний.и повысили рентабельность страховых компаний
ОСАГО становится дороже, но выплат пока не гарантируют
AUTO-Consulting не исключает, что страховикам может «понравится» такая растянутая во времени процедура: сначала повышаем стоимость полисов ОСАГО, а затем, со временем, если ничего не помешает увеличиваются лимиты.
Прямое урегулирование
К сожалению, очень медленными темпами идет и введение системы так называемого прямого урегулирования. Суть его в том, что в случае ДТП потерпевшему платит та страховая компания, в которой он приобрел полис ОСАГО. Такая практика поможет убрать с рынка ненадежные СК, и облегчит жизнь пострадавшим в ДТП. Ведь сегодня не редкость, когда по полису виновника ДТП отвечать некому. Он может быть просто фальшивым или принадлежать страховой компании, которая признана банкротом. В результате, потерпевший, который купил дорогой полис ОСАГО в надежной страховой компании, ничего от этого не выигрывает т.к. не имеет от этой надежной СК никакой поддержки и сам вынужден решать свои проблемы через суд с «левой» страховой компанией, полис которой купил виновник. Подобная практика подрывает доверие водителей к ОСАГО и, фактически, стимулирует покупку самых дешевых полисов. Многие так и делают
В пресс-службе МТСБУ AUTO-Consulting сообщили, что:
Президиум МТСБУ принял решение о запуске системы прямого урегулирования в «тестовом» режиме в рамках пилотного проекта. Такое решение было принято в связи с затягиванием процесса принятия новой редакции «Закона об ОСАГО», который должен создать законодательную базу для обязательного прямого урегулирования.
Участие в пилотном проекте по прямому урегулированию будет добровольным для страховых компаний. По предварительным оценкам свое желание принять участие в проекте уже выразили 15 страховых компаний, рыночная доля которых составляет около 60% договоров ОСАГО. Добровольное участие в проекте небольшого количества страховых компаний позволит провести апробацию механизма прямого урегулирования и, при необходимости, усовершенствовать его до момента принятия изменений в законодательство в сфере ОСАГО. Запуск пилотного проекта позволит потребителям страховых услуг на практике убедиться в преимуществах прямого урегулирования убытков по договорам ОСАГО.
Важным моментом для клиента есть возможность выбора страховщика, который будет регулировать страховое событие. То есть, даже если обе страховые компании - и потерпевшего и виновника ДТП являются участниками соглашения о прямом урегулировании, потерпевший может обращаться как к своему страховщику, так и к страховщику виновника. Детальный механизм прямого урегулирования изображен на Рисунке 1.
Дальнейшие взаиморасчеты между страховщиками будут проходить по т.н. «Бельгийской модели». Все убытки планируется разделить на три класса - до 50 тыс.грн., от 50 до 100 тыс.грн., более 100 тыс.грн. Взаиморасчеты в рамках первого класса будут проводиться по средней сумме выплаты, во втором классе - по фактически выплаченной сумме ущерба. Убытки, которые будут принадлежать к третьему классу (более 100 тыс.грн) будут возмещаться в рамках соглашения о прямом урегулировании, и будут урегулироваться в общем порядке, то есть страховщиком виновника в ДТП.
Запуск пилотного проекта запланировано на весну 2016 года, реализация которого принесет на украинский рынок лучшие европейские практики урегулирования страховых событий и позволит существенно сократить сроки урегулирования страховых случаев и улучшить сервис для клиентов.
Механизм прямого урегулирования убытков в Украине
Что касается продажи фальшивых полисов ОСАГО, в пресс-службе МТСБУ AUTO-Consulting сообщили следующее:
МТСБУ ведет постоянную работу в части выявления фальшивых бланков договоров ОСАГО. В частности, на постоянной основе осуществляется контрольная закупка полисов с целью
- определить личность, которая заключает договора, не имея на то права;
- зафиксировать факты демпинга;
- выявить фальшивые бланки договоров ОСАГО
После анализа собранной информации, данные передаются в соответствующие правоохранительные органы. Расследование этих дел ведется в рамках 16 уголовных производств, которые открыты в результате проверок МТСБУ в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, - резюмировали в пресс-службе МТСБУ.
Возмещение по ОСАГО будут выплачивать по новым правилам
Куда исчезли деньги страховщиков?
|