Согласно программе, поддержку на модернизацию производства получат предприятия горно-металлургического комплекса. Их даже освободят от ряда налогов при импорте оборудования. Предоставят госгарантии по кредитованию такой модернизации.
Автомобильная отрасль на словах также значится в приоритетах программы. Ей посвящен даже отдельный раздел под названием «Развитие конкурентоспособного автомобилестроения». Первым этапом по достижению конкурентоспособности значится разработка и внедрение механизма утилизации старых автомобилей чем утилизация старых авто будет способствовать конкурентоспособности для отечественных не поясняется. С этой целью Минпромполитики, Мининфраструктуры, МВД, Минприроды и Минфин должны подготовить законодательную базу. Средств из бюджета на это не выделяется.
Вторым этапом значится разработка нормативно-правового акта по внедрению в автомобилестроении норм не ниже Евро-4. Опять же готовить документ будут Минпромполитики, Минприроды, Минфин и Минэкономразвития. Средств из бюджета на это также не выделяется.
Также в программе значится отработка вопроса создания на металлургических заводах производства автомобильного листа. Но бюджета на это опять не выделяют, а проработать поручают Минпромполитики, Минэкономразвития и Минфину.
Вот, собственно и все действия, которые запланировало сделать Правительство для развития конкурентоспособной автомобильной отрасли в Украине. При этом, конкретных дат не озвучено и бюджета на это также нет. О привлечении иностранных инвестиций в автомобильную отрасль в программном документе также не говорится.
Но в Правительстве еще предусматривают и обновление парка транспортных средств таких служб, как скорая помощь, МЧС, поисково-спасательные и пожарные авто приоритетно за счет продукции отечественного производства или с высокой степенью локализации. Вот на закупку такой техники предусмотрены уже приличные суммы. Так в 2013 году планируется потратить 2 млрд. гривен, а в 2014 году – 2,2 млрд. гривен. При этом, за счет бюджета закупят всего на 165 млн. гривен и только в 2013 году. Еще 147 млн. гривен должны будут оплатить местные, а вот остальные миллиарды якобы должны пойти из дополнительных источников и значится как дополнительная потребность. то есть денег на это нет.
Помочь автопроизводителям сможет и программа «Школьный автобус», согласно которой хотят закупить 2026 единиц автобусов. В 2013 году предусмотрено 243 млн. гривен, из которых 166 млн. гривен заплатят из госбюджета, а 77 млн. из местных бюджетов. За эти деньги хотят закупить 737 автобусов.
В 2014 году планы еще более грандиозные – 1289 автобусов, но на это выделяется из бюджета 0 гривен. На 70 млн. закупят за счет местных бюджетов, а вот основное финансирование в объеме 358 млн. гривен должно прийти из дополнительных источников и опять же значатся как дополнительная потребность.
Более реальным выглядит обновление парка транспортных средств «Укрпочты» на сумму 120 млн. гривен, под что будут предоставлены госгарантии под кредиты.
Увы, в программе нет ни единого пункта, который бы позволил украинским автопроизводителям стать конкурентоспособными. Да, у них закупят автобусы, да возможно у них закупят «скорые помощи», пожарные машины и фургоны для почты. Но при чем здесь конкурентоспособность? Или как введение утилизационного сбора повысит конкурентоспособность украинского автопрома? А нормы Евро-4, которые уже ввела даже Россия, чем могут помочь нашему автопрому?. В Европе между тем уже выпускают технику Евро-6.
В программе на внедрение Евро-4 не украинских автозаводах не предусмотрено вообще никакого финансирования. Общий бюджет программы по разделу автомобилестроения – 5,1 млрд. гривен, из которых 331 млн. грн. – это средства госбюджета на закупку техники, 296 млн. грн – средства местных бюджетов, 120 млн. гривен – другие источники (в том числе и госгарантии при кредитовании), а 4,4 млрд. гривен – это потребность, финансируемая за счет разных средств. Да, можно возразить, что украинские автозаводы уже давно в частных руках, так пусть и сами финансируют свои модернизации. Однако, если почитать программу дальше, то производителям сельхозтехники повезло куда больше. Им предусматривают предоставление льготных кредитов на модернизацию производства в размере 350 млн. гривен за 2013 год и 350 млн. гривен в 2014 году. Эти средства якобы должны обновить производства 35 предприятий сельхозмашиностроения. По 20 млн. на каждого, притом что они также давно в частных руках.
Еще больше поражает следующий пункт. Так, отечественным предприятиям для создания современных производств сельхозтехники, в том числе и с иностранными инвестициями потребуется 5 млрд. (!!!) гривен, из которых 1,5 млрд. грн. в 2013 году и 3,5 млрд. грн. в 2014 году. В результате, Украина сможет выпускать совместно с иностранными партнерами 400 единиц зерноуборочных комбайнов и 1500 единиц транкторов. Создание таких производств позволит на 20% понизить импортную составляющую на рынке с\х техники.
Какие новинки можно увидеть на ежегодной выставке «Агро 2012»
Кроме того, для потребностей предприятий сельхозмашиностроения будут готовить кадры ПТУ и ВУЗы, с последующим трудоустройством на эти предприятия. Отличная программа по разделу сельхозмашиностроения с общим бюджетом 5,7 млрд. гривен и четкими результатами ее реализации. Разве не таких условий давно ждет автомобильная отрасль? И это не считая того, что государство продолжит стимулировать закупку техники в лизинг аграриями.
Правда, в программе записано, что будут изучать потребность в обновлении существующего парка автотранспорта, с определением цены, характеристик и количества. Якобы на основе этого будет формироваться госзаказ на производство автомобилей, а делать это поручено Минпромполитики, Минэкономразвития, Минфину и всем остальным органам власти. Но опять без конкретики.
Увы, вынуждены констатировать, что не смотря на декларации, автомобильной отрасли данная программа поможет лишь частично на время обеспечить себя заказами. К увеличению конкурентоспособности эти действия точно не приведут, об этом уже сегодня заявил бывший министр экономразвития Петр Порошенко. Но в секторе авиастроения, сельхозмашиностроения программа довольно удачна. Так может хоть эти отрасли удастся активизировать?…
Инф. AUTO-Consulting
Как другие страны создавали свой автопром
|