Немного истории
Хошемитское королевство Иордания - государство довольно молодое. Свою независимость от Великобритании Иордания получила сравнительно недавно – в 1946 году. Хотя история этой страны очень древняя. Первые поселения здесь были еще 8500 лет до н.э. Но очень удачное географическое расположение между Европой, Азией и Африкой постоянно притягивало сюда завоевателей. Здесь побывали и войска Александра Македонского, и древние греки, римляне и египтяне, крестоносцы, персы, арабы. Да и собственные государственные образования на территории Иордании были довольно могущественные. К примеру, всемирноизвестная Петра – это столица Набатейской цивилизации.
В Иордании много мест и из библейской истории. Так, именно в водах реки Иордан крестился Иисус Христос. С одной из гор Иордании Моисей увидел Землю Обетованную после 40 лет скитаний. На территории современной Иордании были злополучные города Садома и Гоморра, которые за грехи Господом и были разрушены .
Почти 400 лет Иордания была оккупирована Османской Империей, а в XIX веке арабские племена попытались освободиться от власти турецкого султана и пошли на альянс с англичанами. почему-то напрашиваются исторические аналогии с нашей страной В итоге на столетие Иордания оказалась под протекторатом Великобритании, но в 1921 году формально англичане дали ей право создать автономное государство и даже разрешили назначить своего короля. И лишь после II Мировой Войны, фактически с согласия тех же англичан, было создано уже независимое государство Трансиордания. Спустя 2 года войска нового государства в войне с Израилем получили контроль над Иерусалимом и Западным берегом реки Иордан, а сама страна была переименована в Иорданию. Но не зря эти места до сих пор слышны в сводках с горячих точек. Уже в 1967 году Израиль за 48 часов отвоевал эти территории, но мир там не наступил до сих пор. Иордании пришлось смириться с потерями и подписать мирный договор с Израилем.
География
Иордания довольно удачно расположена, именно поэтому вокруг нее всегда кипели войны. На юге у нее есть порт Акаба на Красном море и границы с Саудовской Аравией, Египтом и Израилем. На востоке она граничит с Ираком, на севере с Сирией, а на западе с Израилем. Иорданию сейчас называют арабской Швейцарией, поскольку уже долгие годы она хранит нейтралитет и не ввязывается в конфликты. Достигалось это балансированием между интересами арабского мира, Израиля, Египта, Ирака, США. сплошная многовекторность. Это государство входит в различные союзы, в том числе в Лигу арабских стран.
Президент GM Europe: Кто на самом деле погубил Daewoo и английский автопром?
При появлении автомобильного завода в Иордании, он мог бы поставлять машины не только на внутренний рынок, но и на экспорт на такие крупные рынки, как Ирак, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и страны Африки, не считая небольших государств. Теоретически, поставки могли бы вестись и в другие регионы с порта в Акабе. Но…автомобильные инвесторы в Иордании так и не появились.
Хотя многие пытались. Так, УАЗ намеревался открыть здесь завод еще в 2002 году, а в 2007 году ОАО АвтоВАЗ подписало соглашение о промышленной сборке автомобилей Lada в Иордании. Предполагалась организация сборочного производства в Иордании автомобилей Lada объемом до 30 тыс штук в год. До завершения строительства сборочного завода стороны договорились о поставках в Иорданию не менее 3 тыс готовых автомобилей в год для продаж в страны Ближнего Востока и Африки. Для успешного осуществления данного проекта иорданская сторона обязалась предоставить налоговые преференции на ввоз готовых автомобилей и сборочных комплектов, а также ряд других льгот при организации сборочного производства. Льготы предоставили, машины в Иорданию ввезли, но производства так и не появилось. опять почему-то напрашиваются аналогии...
К слову, Иордания одна из немногих арабских государств, где нет собственных запасов нефти и она полностью зависима от поставок газа опять аналогии. Кстати, Египет недавно перекрыл Иордании поставки газа, а с Ирака дешевая нефть уже не поступает последние несколько лет.
Замкнутый круг. Будет ли Украина автомобильной супердержавой?
Секреты экономического чуда турецкого автопрома
Менее чем за 10 лет из Украины хотят сделать автомобильную супердержаву
Автомобильная Иордания
В Иордании монархический государственный строй, но есть и парламент. Показательно, что все иорданские короли страстные поклонники автомобилей. В столице даже есть автомобильный музей, в котором собрана уникальная коллекция автомобилей начиная от начала XX века и по сей день. В Украине ничего подобного и близко нет Но при всем великолепии раритетной коллекции на улицах Иордании AUTO-Consulting встречал довольно ветхие автомобили.
Здесь полно американских и японских пикапов 70-х и 90-х годов. Довольно много ветхих корейских автомобилей. Показательно, но даже Daewoo Lanos кажется довольно свежим авто, так как большая часть автопарка все же начала 90-х годов. При том, что климат Иордании более щадящий к автомобилям, чем в Украине, ржавых колымаг здесь хватает.
При населении в 6,2 млн. человек в Иордании довольно крупный автомобильный рынок. Так, за 2012 год здесь продано около 70 тыс. автомобилей. Лидером продаж сейчас является Hyundai (42,6% рынка), у Kia еще 40% рынка. В сумме два корейских брэнда занимают почти 84% рынка Иордании. Самым продаваемым автомобилем в прошлом году в Иордании стал грузовичек Kia Frontier, а на второй позиции – Kia Cerato. Показательно, что Hyundai Accent (в Иордании, как и в Украине продают седан Accent) лишь на 4-ом месте и уступает 3-ю позицию Hyundai Elantra.
Позиции остальных брэндов на фоне лидеров можно назвать эпизодическими. Так, у Nissan – 5%, у Toyota – 2% рынка. Хотя на рынке представлены почти все автомобильные брэнды. AUTO-Consulting удалось даже заметить российские Lada, китайские Chery и Geely, но традиционные европейские производители в Иордании представлены лишь штучно. Причина – 100% ввозной пошлины.
Чуть меньше налоги на подержанные автомобили, поэтому в Иордании новые автомобили покупают лишь очень богатые люди, либо компании. Как сообщает газета The Jordan Times, Иордания стала крупнейшим импортером подержанных машин из Южной Кореи уже пятый год подряд!!! В 2011 году сюда из Южной Кореи были отправлены 92450 подержанных автомобилей. Объем подержанных машин, отправленных в королевство, составлял приблизительно 30% всего экспорта б-у из Южной Кореи.
Разумеется, мы задались вопросом: «А появились ли в Иордании автомобильные заводы?». Увы, автомобильных заводов здесь по-прежнему нет. Хотя, недалеко от столицы Аммана действует сборочное производство больших автобусов Mercedes-Benz, но на нем собирают считанные единицы лайнеров в год. И еще есть производитель радиаторов. На этом иорданский автопром фактически и заканчивается. Остальные автомобили Иордания по-прежнему импортирует из соседних стран Турции, Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, а также из Южной Кореи, Китая и Европы.
Опыт Иордании показывает, что наличие высоких даже драконовских 100% пошлин и выгодное географическое местоположение и всевозможные союзы, вовсе не гарантируют приход автомобильных инвесторов должно быть еще как минимум желание. Высокая пошлина – это не гарантия, а всего лишь инструмент. Без четкого плана действий и желания результата не будет. А его в Иордании, как и в Украине, не было.
Высокие пошлины могут быть стимулом инвестиций, а могут, как в Иордании, наоборот способствовать монополизации рынка и обветшанию автопарка.
Сейчас уже сложно точно сказать, что же помешало Иордании стать автомобильной державой. Но этот печальный опыт украинским законотворцам также необходимо учитывать. Слишком много напрашивается параллелей и аналогий…
А пока в профильной ассоциации "Укравтопром" уповаются мифическими программами развития автопромышленности, в Украине под их чутким руководством эта самая автопромышленность постепенно исчезает, инвесторы уходят в соседние страны, да и обвала собственного рынка прозорливые авторы программ похоже не заметили. Или не захотели замечать?...
Инф. и фото AUTO-Consulting
Президент GM Europe: Нельзя стать автомобильной державой случайно
|