От украинской судебной системы, казалось, можно ждать чего угодно. Но похоже, что «дно» еще далеко. Как оказалось, дилер может предъявить счет импортеру на 123 млн. гривен за, якобы, не проданные по его вине автомобили, запчасти и не оказанные услуги и выиграть дело. Думаете фантастика? Ничего подобного, именно такое дело недавно рассматривал Хозяйственный Суд Киевской области. |
Предыстория этого конфликта была такова. В 1999 году «Скания Украина» принялась расширять сервисную сеть по Украине и подписала договор об оказании сервисных и ремонтных услуг с ООО «Журавлина» из г. Сарны Ровенской области. В 2005 году «Журавлина» уже становится дилером Scania и по продаже автомобилей в ряде областей Украины, притом не на эксклюзивных условиях.
Однако вскоре в «Скания Украина» начали поступать сигналы о фактах установки неоригинальных запасных частей во время ремонта на данном СТО. Как водится, вначале пытались повлиять разговорами и грозными письмами. Но по информации юриста «Скания Украина» Сергея Замулы, это не привело к результату и в 2012 году сотрудничество было остановлено. Бывшего партнера уведомляли о прекращении сотрудничества письмами, факсами и E-мейлами, но ООО «Журавлина» упорно продолжала создавать видимость того, что договор действующий.
Бывшие партнеры начали судебные тяжбы еще в 2015 году и только в мае 2017 года судебным решением договор о дилерстве был признан расторгнутым.
Но проходит время и ООО «Журавлина» подала иск к «Скания Украина», в котором потребовала возместить ей:
19 млн. гривен долга – премии за проданную технику,
23 млн. гривен инфляционных затрат,
77, 3 млн гривен недополученной прибыли,
Всего исковых требований на 123 млн. гривен.
Вот ссылка на судебное решение
Самое удивительное, что в тот период, за который «Журавлина» потребовала выплатить ей комиссионные за проданную технику и недополученную прибыль, она реализацию техники Scania уже не проводила. А как же тогда были посчитаны эти комиссионные и стоимость обслуживания авто и запчасти?
Вот здесь и кроется парадокс. Адвокаты «Журавлины» предоставили в суд данные о зарегистрированных на территории Винницкой, Волынской, Ровенской, Черновицкой и Хмельницкой областей 192 единиц автомобилей Scania c 2012 по 2017 года. Притом, продали их абсолютно не известно какие дилеры. Это количество авто оценили в 277 млн. гривен, а с этой общей стоимости посчитали не 2-8% дилерской маржи, как указано в Договоре, а 6 и 7%, основываясь на выводах Львовского института судебных экспертиз. И эту сумму, плюс инфляционные и еще проценты и были предъявлены «Скания Украина». Всего - 123 млн.гривен.
Как сообщил AUTO-Consulting юрист «Скания Украина» Сергей Замула: «Все наши возражения были отклонены. Начиная с того, что договор не давал «эксклюзива» на данные регионы, заканчивая самой методикой оценки и подсчета. Не говоря уже о сроках исковой давности.
Что же касается недополученной прибыли от реализации запчастей и услуг, то единственным доказательством, предоставленным в суд, служила самостоятельно составленная ООО «Журавлина» табличка размером около 5000 страниц с перечнем заказ-нарядов и их суммой. Этих работ никто не проводил, и запчасти не менял, но все было скурпулезно записано, как будто это делали. И никаких других документов в качестве доказательств предоставлено не было.
Якобы, это всё могло быть продано «Журавлиной», следовательно – она понесли убытки в размере неполученной прибыли от такой продажи. Вот и вся мотивировка.», - возмущается юрист «Скания Украина».
Но самое удивительное, что Хозяйственный Суд Киевской области все эти требования удовлетворяет и принимает решение: взыскать со «Скания Украина» все 123 млн. гривен!
Естественно, «Скания Украина» уже подала апеляцию и будет отстаивать свою правоту. Теперь компании придется еще долго нести затраты на адвокатов и отбиваться в судах. Но, по мнению и самой компании, и Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) – это очень опасный прецедент. Если суды будут удовлетворять иски, с «воздушными миллионами» к иностранным инвесторам, то ни о каком инвестиционном климате в Украине и речи быть не может! Международные компании, после резонанса от таких дел, попросту предпочтут не иметь дела с украинским рынком.
Как делают грузовики Scania. Репортаж с завода в Сёдертелье
|