В автомобильной среде Дмитрий Ковалев – легендарная личность. Он проехал по бездорожью не одну сотню тысяч километров и испытал не меньше сотни внедорожников разных производителей. Он строил искусственные полосы препятствий для внедорожников разных автомобильных производителей и сам преодолевал естественные каменные, грязевые, снежные и водные преграды, доставляя гуманитарную помощь людям, отрезанным от цивилизации стихийными бедствиями.
AUTO-Consulting: Каковы отличительные особенности настоящего внедорожника?
Дмитрий Ковалев: Бездорожье и автомобили, которые могут его покорять, - очень многогранны с технической точки зрения. Они должны иметь абсолютно определенные технические данные, без которых машину нельзя назвать полноценным внедорожником.
Прежде всего – это дорожный просвет. Он должен быть не меньше 20 сантиметров. Конечно же, необходим полный привод, пониженный ряд трансмиссии, блокировки, приличный диаметр колес, короткие передний и задний свесы.
АK: Как все это используется?
ДК: С дорожным просветом проще всего. Чем он больше – тем для внедорожника лучше – меньше будет цеплять днищем за неровности поверхности, сможет форсировать более глубокие водные преграды.
Большой диаметр колес позволяет легче преодолевать всевозможные рвы и бугры – те препятствия, которые постоянно встречаются на бездорожье. А также – рыхлый снег и песок.
На песке и в снегу пригодится возможность включения пониженного ряда передач. Чтобы передвигаться по таким поверхностям, надо более агрессивно давить на педаль акселератора, чтобы иметь больший крутящий момент. Но при этом автомобиль не должен сам себя зарывать. А иногда выехать можно только, когда обороты двигателя чуть больше холостых. Для этого тоже используют понижающий ряд передач.
Еще одна опция, отличающая настоящий внедорожник – межосевая блокировка колес. Для еще более сложного бездорожья понадобится блокировка межколесная. Блокировка позволяет также ездить по камням.
Настоящий внедорожник должен быть рамным. При езде по бездорожью кузов испытывает большие нагрузки на кручение. Рама усиливает конструкцию.
Немаловажная отличительная черта настоящего внедорожника - он может жить в бездорожье. Такие автомобили ремонтопригодны в полевых условиях. У них минимум электроники.
АK: Некоторые идут еще дальше и доводят свои внедорожники до состояния, когда на них уже нельзя ездить по городу?
ДК: Искателям приключений, которые хотят штурмовать серьезные препятствия, серийной версией даже настоящего внедорожника не ограничиваются. Свои машины они специально готовят. Обувают в большие внедорожные шины с глубоким протектором, устанавливают шноркель – воздухозаборник для двигателя, чтобы преодолевать глубокие броды. Понадобятся также специальные металлические бампера. Можно установить лебедку, чтобы самому себя вытаскивать из трясины, зацепившись за дерево. Но это большая отдельная тема. Степень оснащения внедорожника зависит от того, куда вы собираетесь на нем ехать.
АK: Правильный внедорожник должен быть бензиновым или дизельным?
ДК: Приоритет у дизельных версий. Причин тому несколько. Главная - крутящий момент, который у дизельных двигателей больше и достигается он на более низких оборотах, чем у бензиновых силовых агрегатов. Такая особенность дает возможность, немного надавив на педаль акселератора, не пробуксовывая и не срывая грунт, тронуться с места.
К тому же, дизельный мотор менее чувствителен к воздействию влаги, что пригодится для преодоления водных преград. Не даром, на кораблях стоят дизеля. Еще один плюс: у дизельного мотора меньше потребление топлива. А когда буксуешь в грязи, расход очень большой. Да и в глухих местах неизвестно, как скоро можно будет залить полный бак.
АK: Содержание настоящего внедорожника удовольствие не из дешевых?
ДС:Да, после каждого внедорожного приключения, ухаживать за таким автомобилем придется гораздо больше, чем за обыкновенным седаном. Это естественно: например, после форсирования рек надо проверять, не попала ли вода на электропроводку, в трансмиссию, в мосты, редуктора, подшипники ступиц колес и т.д., и т.п. Нет ли других повреждений. И все это делается помимо обычного регламентного ТО.
АK: На что еще надо ориентироваться, выбирая внедорожник?
ДК:На то, насколько он комфортен. Ведь нередко, чтобы только подъехать к настоящему бездорожью, приходится пройти 500-1000 километров. И лишь потом начнутся внедорожные приключения. Поэтому, ваш автомобиль должен обладать комфортом, который есть у обычного седана. Кроме того, внедорожник должен вместить достаточно большой багаж для дальнего и трудного путешествия.
АK: Каким системам полного привода отдают предпочтение настоящие джипперы?
ДК:По большому счету, различные названия систем – профессиональный слэнг производителей. И главная система – это человек, сидящий за рулем. По моему мнению, лучшими для внедорожников можно считать систему полного привода Land Rover, которая называется Terrain Response и систему Mitsubishi под названием Super Select 4WD.
АK: А как вы относитесь к китайским внедорожникам, которые очень похожи на настоящие? Во всяком случае, имеют такой же суровый вид.
ДК:Китайские авто, с которыми мне приходилось сталкиваться во время рейдов, технически были на уровне прошлого века. Когда в рамном автомобиле с дизельным двигателем и блокировками не только не защищена электропроводка, а она находится в местах, которые по определению забрасываются грязью и заливаются водой, это о чем-то говорит. Китайские авто сделаны по аналогии с серьезными брендами, и теоретически могут где-то проехать. Но делать это постоянно пока не готовы. Правда, у них и ценовая политика такая… Поэтому, если вы решили покупать китайский внедорожник, настраивайтесь на то, что для бездорожья вам его придется дополнительно готовить и вкладывать какие-то средства. А может, есть смысл передумать и взять подержанный внедорожник проверенной марки?
АK: А российские внедорожники?
ДК:Россияне делают свои автомобили с российской перчинкой. Они не плохи, но имеют свои особенности. Например, UAZ Patriot – рамный, большой достаточно комфортный автомобиль для внедорожных путешествий. Сюда поместится все необходимое, он ремонтопригоден, это проверенная временем техника. И основные недостатки «Патриота», в отличие от китайцев, всем давно известны и к ним готовы. За ту цену, которую просят за «Патриот», люди готовы с ними мириться.
Chevrolet NIVA без особых переделок достаточно уверенно чувствует себя на не очень сложном бездорожье. Это, по технике более комфортабельный вариант проверенной в боях обычной «Нивы». И я бы по надежности отдал предпочтение российским автомобилям перед каким-нибудь китайским внедорожником.
В Украину будет поставляться новая комплектация внедорожника LADA 4x4
АK: Внедорожники – это модно, но всем подряд, даже не смотря на качество наших дорог, они не нужны.
ДК: Выбирая внедорожник, надо честно спросить самого себя, действительно ли он будет ездить по бездорожью? Или это имиджевое приобретение для поездок на дачу, за грибами, по каким-то вменяемым, хоть и грунтовым дорогам. Или вам действительно нужен внедорожник, позволяющий забраться далеко в глушь и вернуться оттуда? Автомобиль, который сможет возить вас туда регулярно?
Из-за моды некоторые автопроизводители начали отдельные свои модели называть настоящими внедорожниками, чтобы привлечь дополнительных покупателей. На самом деле сегмент настоящих внедорожников оставили в своем серийном производстве немногие. Классика жанра - Toyota 72, 76 и 78 – современнейшие автомобили с легендарным 4,2-литровым атмосферным дизельным мотором. Это уникальные модели, которые сделаны не для поездок на природу, а для профессионального покорения целины или использования на бездорожье. Они к нам официально не завозятся.
Из того, что продается в Украине официально, прежде всего, стоит назвать классический внедорожник Land Rover Defender. Но есть и другие: Nissan Navara, Mitsubishi L200, Volkswagen Touareg, Jeep Wrangler, Jeep Rubicon, Chevrolet Niva, LADA 4x4, SsangYong Kyron, SsangYong Rexton, Mitsubishi Pajero, Toyota Prado, UAZ Patriot, UAZ Hunter, Suzuki Jimni.
АK: Нужны ли такие монстры для тех, кто ездит преимущественно в городе, с нечастыми вылазками на природу?
ДК:Тем, кто планирует на выходные ездить на дачу или раз в месяц выбираться на рыбалку, или в лес за грибами, не нужно фаршировать машину по полной внедорожной программе. Скорее всего хватит и кроссовера. Зачем платить за то, чем не пользуешься - за специальные внедорожные опции.
Больше того, например, такую полезную на бездорожье функцию, как блокировка межосевого дифференциала, на асфальте включать вообще нельзя. С ней машина будет стремиться к прямолинейному движению. Не говоря уже о том, что после таких поездок придется ремонтировать трансмиссию.
Преимущество кроссоверов в городе – экономичность. Ведь у них подключаемый полный привод, с которым расходуется меньше топлива, чем с полным. Автомобилю, который эксплуатируется дачниками, рама ни к чему. Это дополнительный вес, а значит – больший расход топлива и худшая управляемость на скорости.
АK: Какие кроссоверы вы могли бы отметить за внедорожный потенциал?
ДК:Среди автомобилей, которые хороши для эксплуатации в городе, и могут кое-что позволить на умеренном бездорожье, я бы назвал Nissan Qashqai, Nissan Juke, Nissan X-Trail, Ssang Yong Korando, Ssang Yong Action, Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe, KIA Sorento, Renault Duster, Renault Koleos, Land Rover Freelander, Range Rover Evoque, VW Tiguan, Ford Kuga, Volvo XC60 и XC70, Audi Q5, Subaru Forester. Можно обратить внимание на переднеприводные Ford Fusion и KIA Soul. Главное - не забывать о том, что кроссовер – это автомобиль, который, съехав с асфальта, может позволить себе только немножко больше, чем обычный легковой автомобиль. И не надеяться на то, что в экстремальных условиях он поведет себя, как внедорожник. Здесь без вариантов.
Выбираем кроссовер или внедорожник за $20 000. Что есть на рынке?
Выбираем внедорожник: тест-драйвы новинок
Советы Чемпиона: Как выбрать правильный автомобиль, который будет всегда радовать
|