Сегмент подержанных иномарок также будет сокращаться - с ожидаемых в этом году 386 тысяч до 235 тысяч машин в 2006 г. Причем спад обусловит не столько ослабление спроса, сколько административные меры... Вырастет спрос на недорогие машины с правым рулем. Япония - практически неиссякаемый источник таких автомобилей. Повышается интерес к подержанным иномаркам из Кореи. И, естественно, в силу низкого курса доллара - с американского рынка. Т.о., доля европейского "секонд-хенда" существенно снизится...
Серый импорт новых автомобилей в этом году по нашим оценкам значительно вырос - 15 тысяч против 9 тысяч годом ранее - благодаря интересу к дорогим моделям с американского рынка, не предлагающимся в Европе. Однако в 2004 г. объем ввоза несколько упадет вследствие повышения пошлин на ввоз новых автомобилей физическими лицами.
Если рассматривать все новые автомобили иностранных брендов, включая Chevrolet Niva, то в этом году рынок достигнет 214 тысяч, против 111 тысяч годом ранее. При этом объем официальных импортных поставок составит в текущем году 184 тысячи машин, примерно треть из которых придется на долю японских брендов.
Столь значительное оживление спроса, обусловлено общим экономическим ростом и сопутствующим ему ростом доходов населения... Сочетание роста доходов и падения ставок по депозитам и привело к возникновению ажиотажного спроса. В первом полугодии он подогревался слухами о возможном повышении пошлин на новые иномарки. Сейчас темп роста несколько замедлился, но все равно идет с огромным опережением по отношению к прошлому году. Еще один стимулирующий фактор - падение ставок по потребительским кредитам... Удешевление кредита и наличие долларовых предложений в этом сегменте заставляют потенциальных покупателей предпочесть новую иномарку подержанной. Налицо отток потребителей, традиционно ориентированных на вазовскую продукцию в область новых иномарок в сегменте C. Это и обусловило существенный - до 97% - рост продаж.
Доли игроков в значительной степени перераспределились. Выиграли, прежде всего, "долларовые" поставщики - все японские бренды, кроме Nissan, корейцы - и, безусловно, Ford, сделавшая предложение по Focus хоть и в евро, но достаточно привлекательное с учетом кредитных условий, и, наконец, GM, которая покупает рынок для Opel, исправляя ранее допущенные маркетинговые ошибки. Европейские игроки, традиционно сильные в этом сегменте, в лучшем случае удерживают объемы, но все равно теряют долю.
- Как бы вы прокомментировали заявления некоторых игроков, отмечающих падение спроса в ноябре?
- Если кто и может говорить о вялых продажах, то лишь поставщики автомобилей за евро... Те, кто был прежде ориентирован исключительно на европейские марки и с пренебрежением относился к азиатским, сейчас могут как раз из последних что-то себе подобрать. И по дизайну, и по уровню качества, и по комфорту... В частности, такой колоссальный рост продаж Toyota, как мне кажется, связан с тем, что поклонники, скажем, Volkswagen сочли Toyota равной. Это как раз и объясняет столь высокий интерес к Camry...
- Каковы ближайшие перспективы зарубежных брендов?..
- Прогнозируя объем рынка новых иномарок в 2004 году, можно говорить об увеличении продаж примерно до 389 тысяч машин, из которых около 125 тысяч будет собрано в России. В более отдаленной перспективе объем выпуска "российских иномарок" вплотную приблизится к импорту. В 2006 году мы прогнозируем соотношение 48:52. В число главных игроков в этом сегменте помимо Ford и GM войдет Renault, с середины 2005 года запускающая проект X90. Возможно, к 2006 году к ним добавятся Volkswagen, Skoda и Toyota. Свою долю рынка получат ижевские Kia и таганрогские Hyundai.
- Иными словами, в 2004 году новых имен на рынке ждать не стоит?
- Отчего же. Корпорация GM, например, должна подтвердить свои проекты по Chevrolet - модели Astra в Тольятти и Trail Blazer с Tahoe в Калининграде. В конце года "Ижмаш-Авто" обещает выпустить первые Kia Spectra.
- Есть ли какой-то предел в числе игроков?
- Я не стал бы говорить о "пределах", но для объема рынка, который мы прогнозируем до 2006, вполне достаточно компаний, названных выше. Да, BMW, скорее всего, останется в Калининграде, если там сохранится свободная экономическая зона, что - большой вопрос...
Слухи о возможном повышении пошлин свидетельствуют о заинтересованности правительства в развитии автопрома, стремлении привлечь в отрасль иностранные инвестиции. С другой стороны, создание специальных условий кажется привлекательным, но краткосрочное повышение пошлин не даст никакого эффекта. Напротив, это создаст массу проблем именно для тех, кто развернет за это время производство, а затем вынужден будет жестко конкурировать с импортом. Если говорить о развитии автопрома с помощью иностранных инвестиций, надо обеспечить условия для их притока в сферу производства качественных и недорогих компонентов... На наш взгляд, создание здесь базы для широкомасштабного производства качественных и недорогих комплектующих позволит даже при сохранении 20%-ной пошлины на новые иномарки в достаточной степени защитить инвесторов в местное производство...
- Вернемся к импортным автомобилям. Каковы перспективы в этом сегменте и как изменится расклад сил в будущем году?
- Рост в сегменте продолжится, и общий объем официального импорта составит порядка 260 тысяч единиц. По нашим прогнозам, курсовое соотношение доллара и евро по-прежнему будет играть на руку "долларовым" операторам. Это и объясняет их присутствие на первых местах в рейтинге. Лидерские позиции сохранит Toyota. Вплотную к ней подойдет Mitsubishi. Мы закладываем в прогноз достаточно скромную цифру. Все зависит от развития рынка и реального соотношения мировых валют в будущем году. На рыночных перспективах Renault благотворно скажется появление седана Megane II. В прогнозируемый объем продаж Daewoo включены не только известные в России модели, но и новинки, как, например, Lacetti. Традиционно сильная Nexia уступит позиции. Ценовой уровень, на котором она играет, уже доступен многим конкурентам. С переходом на централизованный импорт существенно упрочится положение Nissan. Если компания переведет цены в доллары - слухи об этом сейчас активно циркулируют на рынке - продажи могут стать гораздо более высокими. Volkswagen пока ничего не собирается делать с ценами. Однако за счет централизации импорта, наведения порядка в дилерской сети вернется в десятку лидеров рынка, из которой выбывает в этом году. Этот же фактор поспособствует росту продаж Peugeot.
Отдельно следует сказать о брендах, производство которых частично локализовано в России. Первое место в рейтинге Chevrolet занимает, конечно же, исключительно благодаря Chevy Niva. Также как и в структуре продаж Ford ведущее место занимает всеволожский Focus. Наличие местных производств благотворно повлияет и на рыночные позиции Kia и Hyundai. При этом прогнозируемые цифры продаж могут быть значительно скорректированы в случае успешного развития сборочных проектов...
|