создан в сотрудничестве с FIAT. Какой из них окажется предпочтительнее - покажет время. Кроме того, еще не принято окончательное решение, что новый автомобиль будет называться "Волга".
Началось со всем известного СП Fiat-ГАЗ. Итальянцы собирались производить на газовских мощностях свои машинки Palio, Palio Weekend и Marea. На прошлом салоне итало-нижегородская продукция была широко представлена. К счастью, из этого ничего не получилось: сам ГАЗ признает, что у автомобилей сравнимого с «Жигулями» размера (Palio чуть меньше ВАЗов, Marea чуть больше) по цене от $8 до $12 тыс. шансов на рынке не было. Особенно если учесть очень нелюбимое в России итальянское происхождение.
Затем роль создателя авто по собственной инициативе взял на себя АвтоВАЗ – Владимир Каданников заявил, что только его предприятие располагает необходимой конструкторской базой, и потому-то ГАЗ и обратился к нему за помощью. Тут же последовало и опровержение: газовское руководство заявило, что ни о чем таком тольяттинцев не просило и вполне может создать машину собственными силами. Ну, или с помощью иностранцев. Но сотрудничество с «Фиатом» не шло и в этом направлении. Стороны постоянно заявляли о достигнутом прогрессе, но в чем он выражался, так никто и не понял.
Летом этого года положение стало критическим – руководство Руспромавто начало всерьез опасаться, что если в ближайшее время ГАЗ не сможет разработать замену «Волге», производство легковых автомобилей в Нижнем может закрыться. Дело в том, что для постановки абсолютно новой машины на конвейер ГАЗу требуется по меньшей мере четыре года, поэтому времени на раздумья почти не осталось.
И вот произошла неожиданность – завод, никого не предупредив, разработал машину сам. Правда, особенно подробно описывать ее не стал. Привод – задний. Длина – 4,6 м. Мотор – соответствующий новым экологическим нормам. Цена – $8 тыс., вдвое дороже нынешней «Волги». С именем мудрить не стали – «Волга». Маленькая «Волга». Может, не очень оригинально, зато чувствуется преемственность поколений. Не «Окой» же ее называть, в самом деле.
Сейчас предприятие ищет, кто бы профинансировал создание конвейера для производства новинки. Среди вероятных инвесторов называют итальянцев. Впрочем, это, скорее всего, чисто политический ход, демонстрация того, что все это не пустая болтовня и у завода есть варианты развития. Не очень верится, что итальянцы, и сами-то переживающие не лучшие времена, согласятся вкладывать деньги в никому не известный, никак себя не зарекомендовавший и к тому же российский автомобиль. Иностранцы скорее готовы рассматривать ГАЗ как площадку для производства каких-то своих моделей. Остается еще два варианта. Руспромавто, куда кроме ГАЗа входит еще более 20 автопредприятий, может рассчитывать и на собственные ресурсы. В 2002 году общий объем реализованной продукции достигнет 61 млрд рублей против 45 млрд рублей в 2001 году. А последний вариант, как обычно – госпомощь.
Учитывая, что машину так никому и не показали, нельзя исключать, что именно государственная поддержка и была главной целью при объявлении сенсационной новости.
Второй неожиданностью стало сообщение об очередных глобальных планах реструктуризации предприятия. В ближайшее время совет директоров завода должен утвердить расщепление предприятия на «инвестиционно привлекательные бизнес-единицы». На практике это будет означать, что завод разделят на отдельные производства запчастей, легковушек, микроавтобусов, пикапов и внедорожников. ГАЗ уже практически завершил работу по выделению в дочернюю компанию завода штампов и пресс-форм и приступил к работе по выделению завода коробок скоростей. Программа реструктуризации активов предусматривает выделение в дочерние общества завода мостов, литейного производства ГАЗа и завода грузовых автомобилей. Заодно Дмитрий Стрежнев сообщил, что Горьковский автозавод изучает возможность приступить к производству легковых внедорожников и пикапов, но никакими подробностями не поделился. Впрочем, тут несложно и догадаться, что именно имеется ввиду – огромными полувоенными внедорожниками ГАЗа уставлен весь Московский автосалон, но стоят они уж больно дорого для российского рынка – начиная от $35 тысяч. Видимо, все это предполагается создать при минимальных переделках на базе хорошо продаваемой сейчас «Газели». Ведь грузовик с открытым кузовом – это уже, в сущности, пикап, а он же с полным приводом вполне сойдет за внедорожник.
|