Основная цель этого закона - снять запрет ввоза на территорию Украины автомобилей старше 8 лет, как это требует ВТО (никакие запреты, кроме пошлины, налогов или других сборов не должны применяться к импорту товаров из других стран. Принцип ВТО). Автор ставил задачу полностью адаптировать украинское законодательство, при этом не ухудшить условия внешнеэкономической деятельности(принцип "step still"), и защитить рынок и сохранить производство. Задача очень непростая, учитывая, что в Польше при открытии границ внутренее производство сократилось в разы, а в страну хлынул поток подержанных автомобилей (более 2,5 млн. единиц).
Как и в прежних редакциях, защитный механизм найдет в налоге с владельцев транспортных средст и в его диференцированной ставке. Вводится понятие первой регистрации автотранспорта - первая операция по отношению к данному транспортному средству в органах регистрации. Но принятая редакция в основном направлена на сдерживание импорта подержанной техники возрастом более 8 лет путем повышения налога с владельцев транспортных средств при первой регистрации. Повышение ставок делает такой импорт экономически бессмысленным, но теоретически возможным, что отвечает требованиям ВТО и снимает ряд вопросов к нашему законодательству.
По сравнению с пятой редакцие Законопроекта №2082 от 29.11.2006 г. есть ряд изменений. Так, ставка налога на легковые автомобили с объемом двигателя до 1000 см3 и возрастом свыше 8 лет была снижена с 250 до 100 грн. за 100 см3, также уменьшили ставку налога для автомобилей 1001-1500 см3 с 300 грн до 200 грн. для машин старше 8 лет. Аналогично уменьшили с 400 грн. до 300 грн. налог на автомобили с двигателем 1501-1800 см3.Теперь получается, что при первой регистрации VW Passat с двигателем 1,8 1998 г.в. придется заплатить транспортный сбор 5400 грн. кроме необходимых таможенных платежей. Владельцу Toyota LandCruiser 4,7 1998 г.в. при первой регистрации "светит" 47000 грн. налога. Теряется и смысл импорта подержанных грузовичков. Например, при первой регистрации Mercedes-Benz Vito 1998 г.в. придется заплатить налог в размере почти 22000 грн. Аналогично, теряет смысл и импорт микроавтобусов. За Ford Transit 1997 г.в. нужно будет уплатить налог 11000 грн.
Кроме того, законопроект №2082 фактически закрывает канал импорта подержаных автомобилей через "наследство". Теперь такой автомобиль можно ввезти только на срок до 3 лет, с оформлением права временной эксплуатации и без права отчуждения или доверия права пользования другим лицам. Важно, что транспортный сбор (по новым ставкам) с таких транспортных средств также уплачивается. В случае если такое транспортное средство в течении этих трех лет захотят продать или доверить, то придется еще заплатить все предусмотренные таможенные платежи. Реально это означает, что канал "наследство" будет экономически не выгодным. Теперь гражданам Украины, получившим авто в наследство будет выгоднее его продать на территории той страны, где получено такое наследство.
Обсуждение нового Закона в форуме
История и Хронология Закона
|