По данным представителя президента в Кабмине и советника по энергетике Андрея Геруса, в августе поставки дизеля из России сократятся вдвое - с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. Это связано с вводом Украиной спецпошлины на дизель и сжиженный газ из РФ. Пошлина на трубопроводное дизельной топливо составляет 3,75%, а с 1 октября она вырастет до 4% от цены. За газ импортерам придется доплачивать 1,75%, а с октября - 3%. Эти пошлины правительство ввело в ответ на ограничения Россией поставок нефтепродуктов в Украину с 1 июня этого года (отгрузки идут, но по квотам).
В Украине снижается потребление бензина
Власти успокаивают: коллапса на рынке не будет. По словам Андрея Геруса, одновременно с сокращением импорта российского дизеля, в 3-4 раза в августе вырастут поставки дизеля по морю. Плюс - увеличиваются отгрузки из Беларуси, Литвы и стран ЕС. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о создании антикризисного штаба, который будет держать ситуацию под контролем.
Впрочем, как пояснил "Стране" руководитель консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн, риски все же есть.
"По августу нет опасений, так как еще не израсходованы прежние внутренние запасы топлива. А вот в сентябре возможны сложности. Запасы к тому времени уже будут исчерпаны, а портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн ресурса. Это рекордный объем - столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике", - говорит Куюн.
На недавней пресс-конференции по дизельному вопросу представитель президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус признал, что уже в этом месяце доля российского дизеля на нашем рынке упадет с 45% до 25%. При этом он успокоил: параллельно с резким снижением импорта российского топлива идет его увеличение по другим каналам. Так, поставки по морю (из Греции, Италии и др.) должны вырасти в 3-4 раза. Также будут увеличены отгрузки дизеля из Беларуси, Литвы. А с сентября, по прогнозам Геруса, будут восстановлены и трубопроводные поставки из России.
В обозримом будущем Украина отменять пошлины не собирается. Цель государства - постепенно снижать долю российского топлива на нашем рынке. Так, по словам Геруса, в августе она может уменьшится до 25%, а уже в сентябре - до 10-15%.
Сколько на рынке некондиционного топлива. Исследование
Сколько водители переплачивают за топливо?
Главный вопрос - чем заменят российский дизель и сколько новый ресурс будет стоить на наших заправках.
Главную ставку в этом вопросе делают на Беларусь. Тамошние производители, якобы, уже согласились в августе-сентябре нарастить поставки дизельного топлива в Украину.
Также планируются поставки из других стран - Италии, Греции и прочих. По данным Геруса, "поставки по морю уже увеличились в 3–4 раза, а поставки из стран ЕС - увеличатся в два раза. То есть у нас будет полностью сбалансированный рынок даже без работы трубы", - пообещал он.
По словам Рябцева, наш рынок является премиальным для поставщиков нефтепродуктов, так как позволяет хорошо зарабатывать. Поэтому недостатка в желающих импортировать дизель в Украину нет.
"Если ранее грязная прибыль на тонне нефтепродуктов составляла 160-180 долларов, то сейчас доходит до 400. Это на опте. В рознице в Восточной Европе рентабельность составляет 3%, а у нас - не меньше 10%", - отмечает Рябцев.
Но возникает сразу несколько проблем.
"Первая - это время. Нельзя моментально отказаться от российского ресурса и перейти на другой. Понадобится время на заключение контрактов, поиск нужных объемов и прочее", - говорит Рябцев.
Вторая, куда более серьезная проблема - логистика.
"Наши слабые места - порты и железная дорога. Рассказы властей об огромных портовых мощностях - миф. Очень многие объекты портовой инфраструктуры государство уже не контролирует, основные перевалки - в частных руках. С ж/д транспортом та же история. "Укрзализниця" монополизировала локомотивную тягу и распределяет локомотивы в ручном режиме. Плюс - безалаберный график движения: составы с нефтепродуктами могут стоять на запасных путях не то что неделями, а месяцами", - говорит Рябцев.
"В сентябре отечественным портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн дизельного топлива. Это рекордный объем - столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике", - говорит Сергей Куюн.
Что касается цен, то пока дизельный ажиотаж практически не сказался на ценниках на украинских заправках. Если на 15 июля, по данным "А-95", литр дизельного топлива в среднем по Украине стоил 28,36 гривен, то на 7 августа - 28,31 гривен.
Впрочем, такая ценовая стабильность - весьма обманчивая. Цены на нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, в Украине зависят от стоимости ресурса на границе и курса доллара. Причем, рост (или снижение) курса на 1 гривню дает удорожание (или удешевление) топлива на 60 копеек за литр.
С учетом того, что гривня в этот период укреплялась (и даже ходила за психологический минимум в 25 гривен за доллар), а мировые цены на нефтепродукты особо не менялись, дизельное топливо в Украине должно было подешеветь, минимум, на гривню за литр.
Между тем, цены практически не меняются, что в нынешней ситуации уже можно считать скрытым подорожанием. То есть, если курс доллара пойдет вверх, что эксперты прогнозируют уже в конце августа-сентябре, заправщики тут же перепишут и цены на дизель.
По словам Алексея Куща, новые логистические цепочки сделают дизель дороже на 10-15%.
"И это мы увидим в цене", - считает эксперт. В следующем году, по его мнению, украинским водителям стоит готовится к тому, что цены на наших заправках сравняются с европейскими, то есть, вырастут, минимум, до 1,1-1,2 евро за литр.
Почему так дешевеет автомобильный газ
|