Систему АБС можно считать не менее значимой для безопасности дорожного движения, чем ремни безопасности. Ведь именно благодаря АБС у автомобиля уменьшается тормозной путь, а водитель имеет возможность маневрировать и объехать препятствие. С АБС, при экстренном торможении, колеса не блокируются, а мотор не глохнет.
Удачный стартап. За сколько лет автомобиль завоевал весь мир
Именно это и продемонстрировали в августе 1978 года два Mercedes-Benz S-Class в кузове W116. Один автомобиль был оснащен вторым поколением системы ABS, разработанной совместно с компанией Bosch, а второй – обычными тормозами. Но это был фактически финал истории. Счастливый финал. А сама история АБС началась у Mercedes-Benz с компании TELDIX, которая разработала ABS первого поколения еще в 1970-м. И для того, чтобы, как говорится, довести систему до ума, Mercedes-Benz потребовалось 8 лет.
Автономные автомобили готовы выехать на дороги общего пользования уже в этом году. Названы точные даты
Чем Mercedes-Benz удивит в ближайшие годы. Репортаж из Лаборатории Будущего
На самом деле, мало кто знает, что патент на ABS был получен 90 (!) лет назад. Немецкий изобретатель Карл Вессель еще в 1928 году запатентовал регулятор тормозного усилия для автомобилей. Но сама эта система – прообраз АБС существовала тогда только на бумаге. Воплотить ее в работающий механизм удалось только в 1941-м. Правда, результаты работы этой системы были достаточно скромными. Но они стали ответом, а точнее – попыткой ответа, автомобильной промышленности того времени на пожелания и ожидания автомобилистов.
Техническая сложность заключалась в том, что АБС должна была иметь датчики для измерения скоростей каждого переднего колеса, а также – блок управления для записи и сравнения этих данных. Он (блок) должен был контролировать и корректировать тормозное давление (давление тормозной жидкости) на грани блокировки колес. Механические прототипы таких систем были слишком громоздки. Поэтому, установка АБС в транспортные средства началась только в 1952 году. Впервые такую систему стали серийно использовать в самолетах. А с 1954 г – в поездах.
Но для автомобилей требовались более сложные системы АБС. Ведь датчики должны были регистрировать замедление и ускорение колес на неровной поверхности, в поворотах, в грязи и при высоких температурах.
Когда водителей за рулем заменит искусственный интеллект. Реальные сроки массового производства «беспилотников»
Только в 1967-м Daimler-Benz совместно с TELDIX GmbH, филиалом немецкой компании Telefunken и американской компании Bendix придумали датчики, которые были не механическими, а работали по принципу индукции. Их сигналы поступали в электронный блок, который контролировал тормозное давление через электромагнитные клапаны.
Но лишь в 1978-м, когда начали использовать электронные интегральные схемы, появилась возможность создать надежную систему АБС для серийного производства и установки в автомобилях. Цифровая, а не аналоговая технология дала возможность делать компактные и надежные устройства, данные с датчиков колес в которых обрабатывал компьютер. Причем, данные не только с передних, но и с задних колес.
В августе 1978 года, как сообщает AUTO-Consulting> на испытательной трассе в Унтертюркхейме был проведен сравнительный тест двух Mercedes-Benz S-Class W116. Один автомобиль был оснащен системой АБС, другой - нет. Обоим авто надо было на скорости в 60 км/ч на скользкой дороге затормозить перед препятствием, объехать его и вернуться в свою полосу. То есть – сделать привычную сегодня переставку.
Результаты заездов были наглядными. S-Class с АБС объезжал препятствие. А S-Class без антиблокировочной системы, врезался в стену из поролоновых кубиков. Да и длина тормозного пути у них отличалась в несколько метров. Естественно, в пользу автомобиля с АБС.
Первые ABS изначально предлагали, как дополнительную опцию для Mercedes-Benz S-Class за достаточно серьезные для 1978 г деньги. Система стоила 2217 марок. А с 1984 г. АБС уже стала стандартной для всех автомобилей Mercedes-Benz. Эффективность работы АБС подтверждает то, что всего через десять лет после своего появления в серийных авто, на дорогах ездило более миллиона Mercedes-Benz с анти блокировочной системой. С 1991-го АБС стала серийным оборудованием и у всех грузовиков Mercedes-Benz.
Сегодня АБС является стандартным оборудованием практически на всех новых моделях автомобилей, и воспринимается, как должное. Благодаря АБС удается избежать до четверти аварий, ведь в отличие от водителя, эта электронная система способна притормаживать колеса 16 раз в секунду.
Но мало кто задумывается над тем, что именно изобретение АБС стало первым шагом к робомобилям. Ведь фактически АБС – это первый электронный помощник водителя. И он стал основой для разработки и появления других электронных помощников. Например, ESP, автоматически блокируемого дифференциала ASD и умной мерседесовской системы постоянного полного привода 4MATIC. А дальше прогресс в этой области начал развиваться в геометрической прогрессии.
Какие ощущения, когда едешь в беспилотном автомобиле? Наш репортаж
|