Приз был вручен за успешный переход от исследований в биотехнологиях до коммерческого использования. С помощью биотехнологий ученые в Мюнстере оптимизировали время, необходимое для выведения промышленно пригодного сорта одуванчиков. Призовые 10 000 евро направят на работу ботанических садов Мюнстерского Университета, где впервые вывели подходящий сорт одуванчика. Continental планирует открыть собственную исследовательскую лабораторию Taraxagum в Анкламе, земля Мекленбург-Передняя Померания, до конца года. Расположенные здесь поля одуванчиков позволят сократить вредные выбросы углекислого газа при перевозке. Continental ожидает, что серийное производство шин с использованием каучука из одуванчиков начнется не ранее, чем через пять лет.
Детально о резине из одуванчиков
Одуванчики вида кок-сагыз, известные также как "русский одуванчик", обладают удивительными характеристиками: они содержат высокую концентрацию каучука — биополимера, состоящего из длинных углеводородных цепочек. Это основной материал для производства большинства резиновых изделий. Раньше использование этого сырого материала из одуванчиков было не слишком успешным, но теперь все изменилось. Шинный производитель Continental использовал каучук из одуванчиков для создания прототипа шины для грузовиков и легковых автомобилей, и тесты показали, что такая шина не уступает традиционной. На данный момент компания Continental инвестировала €35 миллионов в исследовательскую лабораторию по добыче каучука из одуванчиков в земле Мекленбург-Передняя Померания при поддержке федерального Министерства Экономики.
В том, что каучук из одуванчиков теперь можно использовать в промышленности следует благодарить главу исследовательской команды профессора Дирка Прюфера. Биотехнолог, профессор Прюфер возглавляет департамент "Растительных биополимеров" в Мюнстерском филиале Общества Фраунгофера института молекулярной биологии и прикладной экологии. Впрочем, занятые в фундаментальных исследованиях ученые, не задумывались о практическом применении в конкретных приложениях. "Производство шин - не наша цель", говорил Дирк Прюфер. "Мы хотим понять молекулярные основы биосинтеза каучука из этих растений". Сейчас же это понимание позволит привнести новые технологии в индустрию уже в ближайшем будущем. Не смотря на то, что кок-сагиз содержит больше каучука, чем другие виды одуванчиков, его концентрация недостаточно велика для индустриальных масштабов производства. И не смотря на свою нетребовательную природу, одуванчик нельзя назвать экономически выгодным для выращивания растением. Пока нельзя. Потому что программы целевой селекции уже приносят плоды.
Анализ ДНК позволит ускорить прогресс
Здесь ключевым аспектом является разработка ДНК-маркеров исследователями Мюнстера. Эти маркеры позволяют лабораторно выявлять необходимые комбинации в геноме, которые отвечают за конкретные характеристики растения, и влиять на них. Например — увеличить количество каучука. Используя анализ ДНК, учёные могут определить, насколько рассада соответствует ожидаемым характеристикам. Таким образом, селекционеры будут лучше понимать, в каком направлении двигаться для получения желаемого результата. Процесс, который раньше происходил интуитивно и занимал века, сейчас тонко регулируется и уже показывает результат уже после нескольких поколений растений.
Создание шин из одуванчиков — это один из аспектов деятельности компании Continental по рациональному использованию ресурсов, который находится в центре внимания общественности. Над этим проектом концерн работает совместно с Институтом молекулярной биологии и прикладной экологии (IME) Общества имени Фраунгофера. Цель проекта — использование натурального латекса, полученного из корней одуванчика, как коммерчески успешной замены натурального латекса с тропических плантаций. Одуванчики можно выращивать даже в непригодной для продовольственных культур почве. Так что создание "плантаций возле шинных заводов" в Центральной Европе целесообразно и с экономической, и с экологической точек зрения. Благодаря короткой протяженности перевозок существенно снизятся выбросы CO2. Количество каучуковых монокультурных посадок в тропических регионах может быть сокращено, а нестабильность цен на мировом рынке каучука не будет оказывать сильного влияния на шинного производителя. Учитывая, что от 10 до 30 % каучука для производства автомобильной шины получают из каучукового дерева (гевеи бразильской), преимущества вскоре станут очевидными.
|