в апреле 2013 года Киев ввел на три года спецпошлины на импорт новых легковых авто вне зависимости от страны происхождения и экспорта.
Для машин с объемом бензинового двигателя 1-1,5 л она составила 6,46%, с объемом 1,5-2,2 л - 12,95%. Эта инициатива затронула многих членов организации.
Недовольные страны попытались повлиять на Украину угрозами об ответных торговых ограничениях, а потом - договориться с ней в ходе консультаций.
После безуспешных четырехмесячных переговоров в феврале 2014 года японцы обратились в специальный орган по разрешению споров между членами ВТО (Dispute Settlement Body - DSB) с просьбой собрать экспертную панель.
После двух просьб о созыве панели, как и следует по регламенту, панель была создана. В целом рассмотрение спора в DSB от момента сбора экспертной группы до публикации отчета заняло год и три месяца.
Большинство ответных претензий к Украине было связано с нарушением установленных процедур.
Согласно правилам организации, Украина должна была оповестить страны-члены ВТО о результатах расследования и планах ввести спецпошлины, а также провести с ними предварительные консультации.
Но, как утверждали оппоненты нашей страны по спору, ничего из этого не было сделано.
Кроме того, по их мнению, у Киева отсутствовали достаточные основания для введения таких ограничений.
В результате, DSB вынес вердикт: "Панель признала повышенные пошлины на определенные автомобили в течение трехлетнего периода, несовместимой мерой с обязательствами Украины в рамках Соглашения ВТО по защитным мерам и статьей XIX Генерального соглашения 1994 года о тарифах и торговле (GATT)".
В связи с этим ВТО рекомендует Украине полностью отменить спецпошлины.
Когда министерство экономического развития и торговли закончит анализировать отчет, свои выводы оно предоставит Межведомственной комиссии по международной торговли. Но уже очевидно, что Украина этот спор проиграла и скорее всего отменит спецпошлину. Аналогичное решение ожидается и по доолнительному импортному сбору. Таким образом, для импортных авто налоговой нагрузкой и защитной мерой останется лишь стандартная импортная пошлина. |