AUTO-Consulting: хотелось бы начать с традиционного вопроса о качестве шин Nokian, которые делают в России. Чем российские Nokian отличаются от финских?
Андрей Пантюхов: ничем. Рецептура и технологии производства – одинаковые. Оборудование на Всеволожском заводе – самое современное в Европе. Поэтому, российская продукция поставляется в полсотни стран, включая и Финляндию. В первом полугодии 2012-го продажи Nokian в Скандинавии и Финляндии выросли почти на 5%, в СНГ и России – на 67%, в Центральной и Восточной Европе – почти на 15,5%, в Северной Америке – почти на 28%.
По результатам первого полугодия 2012-го, чистые продажи концерна Nokian Tyres составляют 798 млн. € (прирост – больше 27%), а вместе с продажами Vianor – 855,8 млн. евро. Из них – 633 млн. евро – это шины для легковых авто, 53,6 млн евро – так называемые индустриальные шины для лесной и с/х техники и 25,3 млн. евро – шины для грузовой техники. Такие показатели - свидетельство доверия к качеству продукции марки. Ведь, чистые продажи – это выбор самих покупателей. По стратегии Nokian, компания не поставляет свои шины на сборочные конвейеры мировых автопроизводителей. Поэтому, покупка комплекта шин марки Nokian – осознанный выбор. Ведь, в салоне автомобиль продавался в другой «обувке». Однако, люди предпочитают переобуваться в Nokian, и когда они отъездят на 1-2 комплектах наших шин, никаких вопросов о качестве этого продукта у них уже не возникает. Мощности завода во Всеволожске сегодня таковы, что львиная доля шин Nokian, которые продаются в мире, имеют маркировку Made in Russia.
Финский ответ России: Как и где делают шины Nokian Tyres. Репортаж с завода
Тест летних шин Nokian Hakka Green: зной, украинские дороги и экономия бензина
Более 50% нашей продукции идет на экспорт. В том числе, как я уже сказал, и на родину – в Финляндию, где тоже нет никаких вопросов, ни к качеству шин, ни к тому, где они сделаны. И в Украине продаются Nokian российского производства.
АС: производители шин успевают за развитием автомобильного рынка?
АП: когда начался кризис 2008-го, падение показателей у нашего предприятия было больше, чем в целом по рынку. Тогда, в надежде на дальнейший рост авторынка, в «Nokian Tyres Россия», аккумулировали большие складские запасы шин, которые впоследствии смогли найти своих покупателей только через какое-то время. Несмотря на создавшуюся ситуацию и на продолжающийся кризис, финская Nokian продолжала инвестировать в российское предприятие. В результате, предприятие во Всеволожске было оснащено самым лучшим оборудованием, которое можно купить за деньги. Многие линии у нас уникальны и не имеют аналогов на других шинных заводах мира.
Поэтому, когда в течение последних пары лет, у других производителей шин ощущался дефицит продукции, у Nokian его не было. И в уже 2011 году компания превысила свои докризисные показатели продаж в России на 15%. А в первом полугодии 2012 года продажи наших шин на четверть больше, чем в первом полугодии 2011-го. В денежном выражении, это соответственно 327,9 млн. € и 192,8 млн €.
АС: какие инвестиции были сделаны материнской Nokian в предприятие во Всеволожске?
АП: В общей сложности, материнская Nokian инвестировала во Всеволожское предприятие 750 миллионов евро или почти 1 миллиард долларов. Но, на сегодняшний день «Nokian Tyres Россия» не только не имеет долгов, но и уже выплатила акционерам Nokian несколько сотен миллионов евро в виде дивидендов.
АС: на украинском автомобильном рынке сейчас наметился спад продаж. Как обстоят дела на российском авторынке?
АП: по прогнозам «Nokian Tyres Россия», продажи новых автомобилей в 2012 году достигнут на российском рынке 3 млн., а в течение ближайших 2-3 лет – 5 млн. Причем, возможен и более стремительный рост автомобильного рынка, но его сдерживают квоты производителей, которые базируются на пессимистических прогнозах самих производителей.
АС: как, по вашему мнению, будет в ближайшее время развиваться шинный рынок?
АП: по нашим прогнозам, сегмент дешевых шин местных производителей и производителей из Китая, расти не будет. В этом сегменте нулевая рентабельность и его невыгодно развивать. Поэтому, чтобы увеличить рентабельность, местные и китайские производители шин пытаются выйти в средний ценовой сегмент. Но, чтобы продавать в этом сегменте, надо иметь имидж, которого у них пока нет.
Nokian грязи не боится
Тест «зеленых» шин в украинских реалиях
|