Тариэл Васадзе: - Вопрос очень серьезный. Здесь завязаны и бизнес, и политика. Вообще большой бизнес не бывает без политического сопровождения. И большая промышленность не бывает без политической поддержки. А автомобильная промышленность – это большой бизнес.
Россия системно и правильно защищает свой рынок. И поэтому за последние 4 года в России наблюдается просто бум строительства автозаводов. Да, там большой рынок. Но и в Украине не маленький рынок. А разве в Турции или в Корее был большой рынок? Но есть законы экономики: инвестиции приходят туда, где есть для этого климат.
Давайте вспомним как Россия создавала инвестиционный климат. Сначала подняли пошлины на автомобили. Потом появилось преславутое постановление российского Правительства №166 «О промсборке». Они дали сигнал автоконцернам: Вы хотите наш рынок, тогда стройте заводы, а мы вам будем помогать.
А что у нас? Мы тоже хотели построить новый завод в Запорожье, так такой подняли шум, что чуть ли не ЗАЗ землю хочет забрать. И что теперь? Нового завода нет.
А Россия уже имеет 15 новейших автозаводов.
Россияне на этом не остановились и подняли планку: для того, чтобы получить льготы нужно выпускать 300 тыс. автомобилей в год. Кроме того, вы должны построить завод для производства двигателей, коробок передач, технические центры, то есть принести уже технологии. И даже сейчас концерны готовы инвестировать миллиарды долларов.
Утилизационный сбор имеет правильную основу. Теперь давайте посмотрим как возник этот налог. Россия вступила в ВТО, но в отличии от нас они опустили пошлины на автомобили с 30% до 25% и получили переходный период в течении которого опустят пошлину до 15%. А что у нас? У нас будет 7%.
Но даже с такой разницей Россия защищает инвестиции. Они должны компенсировать инвесторам 5% разницы, которая возникла после вступления в ВТО, ведь в бизнес-планах были заложены 30%-ые пошлины. Россия это делает с помощью утилизационного сбора. Но зато каждый инвестор теперь знает, что Россия защищает инвестиции. Вот что такое инвестиционный климат.
Поэтому российская власть действует абсолютно правильно. Это их рынок и они хотят его защищать.
Что касается ситуации с украинскими автопроизводителями, то здесь нужно руководствоваться существующими соглашениями. Есть межправительственное соглашение между Украиной и Россией о беспошлинной торговле. Там четко записано, что ни одна из сторон в одностороннем порядке не может ухудшать условия доступа на рынок другой стороне. Я думаю, что ситуация с нашим экспортом восстановится, либо мы вынуждены будем принять адекватный закон в отношении российских автомобилей.
Украина должна ввести аналогичный сбор, тем более что такая практика есть во многих европейских странах. И когда будут говорить: Ой, Украина нарушает правила ВТО! Посмотрите на действия России. Она тоже член ВТО. Украина имеет право защищать свой рынок.
Вспомните, когда Укрнаина вступила в ВТО и понизила пошлины, разве автомобили подешевели?
Импортеры просто промывают мозги. Если мы будем заниматься только импортом, то долго страна этого не выдержит. А тот, кто говорит: Давайте скинемся по гривне и закроем ЗАЗ - просто преступник. Сейчас нам надо разобраться в своем доме, чтобы все наши заводы были загружены" - резюмировал Тариэл Васадзе.
Как украинских автопроизводителей выживают с рынка РФ
|